
Как коронавирус изменит моду? Рассказывают аналитики The Business of Fashion
The State of Fashion 2020: Coronavirus Update
Еще до начала пандемии коронавируса и последовавшего за ней глобального экономического кризиса прогнозы о будущем моды были неутешительными. Ежегодный отчет The Business of Fashion, выпущенный в декабре 2019 года, предвещал сложные для моды времена: падение продаж, череда банкротств и ужесточение правил рынка.
Теперь все стало еще драматичней. Пандемия внесла свои правки в модную индустрию: недели моды отменяют, бренды закрывают свои бутики, а вместо коллекций шьют хирургические маски для врачей. Звучит как сценарий антиутопии.
Коронавирус может привести к крупнейшему кризису со времен Второй мировой войны, затронув каждый сектор экономики — от финансов до модного бизнеса, особенно уязвимого в условиях пандемии. Из-за этого издание The Business of Fashion обновило свой отчет за 2020 год, созданный вместе с аналитической компанией McKinsey & Co. Аналитики рассказали, с какими проблемами столкнется мода после коронавируса, как изменится потребительское поведение и что делать брендам, которые хотят выжить.
Цифры
До начала пандемии модная индустрия оценивалась в $2,5 триллиона. С начала января по 24 марта 2020 года продажи одежды и предметов роскоши упали почти на 40% — это гораздо более резкое снижение, чем в целом по фондовому рынку. Продажи упали даже в интернете: на 5-20% — в Европе, 30-40% — в США и на 15-25% — в Китае.
В 2020 году аналитики предсказывают сокращение доходов на 27-30% всем игрокам модной индустрии. У рынка люкса дела обстоят хуже: доход упадет на 35-39%. При самом оптимистическом сценарии компаниям стоит ожидать годовой прирост от 1 до 4% — но не раньше 2021 года. Многие из них обанкротятся в течение следующих 12-18 месяцев.
Тенденции
Аналитики предвещают "драматическую трансформацию" модной индустрии. Пандемия ускорит уже существующие тенденции в модном бизнесе: устойчивость, прозрачная политика, социальная ответственность.
Больше всего пострадают бренды масс-маркета, бизнес-модель которых противоречит требованиям покупателей. Zara, H&M, Mango и ряд других брендов отказываются платить за готовые партии одежды. Из-за этого швейные фабрики в Бангладеш, Индии, Камбодже, Гондурасе и Эфиопии не могут заплатить своим сотрудникам. Многие из них останутся без работы, а это означает голод и беззащитность перед заболеваниями (не только коронавирусом).
Согласно отчету, нас ждет еще больше коллабораций — потому что ни одна компания не сможет пережить последствия кризиса в одиночку. Конкурирующие бренды будут вынуждены сотрудничать, чтобы вместе справиться с проблемами. Акцент на диджитал-площадках, создание внесезонных коллекций и сокращение оптовых продаж — то, на что стоит обратить внимание после пандемии.
Последствия
Но когда наступит "после"? "Никто не знает, когда это закончится. По всей вероятности, это случится после разработки вакцины — по мнению некоторых экспертов, на это уйдет не менее 12-18 месяцев", — говорится в отчете. В этом есть, по крайней мере, одна хорошая новость: бренды смогут выиграть время, чтобы основательно подготовиться к вызовам нового "посткоронавирусного" мира.
Для этого аналитики определили 5 главных проблем, с которыми столкнется модный бизнес после окончания пандемии:
1. Инстинкты выживания
Модным игрокам придется бороться за свое выживание. Они будут вынуждены принимать смелые и быстрые меры по стабилизации бизнеса, прежде чем выходить на новые рынки и искать возможности роста в индустрии, которая проходит через драматические перемены.
2. "Скидочное" мышление
Сейчас ретейлеры сбывают товар по скидкам и работают себе в убыток. В будущем это усугубится тем, что покупатели привыкнут к постоянным распродажам, а большинство из них не смогут позволить себе товар за полную стоимость. Антиконсюмеризм, перенасыщение запасов и нехватка денег — главные угрозы для модного бизнеса. Бренды должны искать способы вернуть себе ценность и любовь покупателей.
3. Уход в диджитал
Социальное дистанцирование подчеркнуло важность цифровых каналов — как для бизнеса, так и для "новой" повседневности в условиях изоляции. Если компании не усилят свое присутствие на диджитал-площадках после кризиса, они пострадают еще сильнее. Другими словами — не экономьте на SMM! Потребители привыкнут к диджиталу, и бренды будут обязаны соответствовать их ожиданиям — если, конечно, хотят выжить.
4. Теория Дарвина
Кризис вытеснит слабых, утвердит позиции сильных и ускорит спад компаний, которые испытывали трудности еще до начала пандемии. Бренды должны адаптироваться к новым условиям рынка, оценить свои возможности, усилить положение и оперативно решать проблемы, возникающие в результате перемен.
5. Инновации, инновации, еще раз инновации
Чтобы справиться с новыми ограничениями, смягчить последствия пандемии и адаптироваться к экономическим и потребительским переменам, компании должны внедрять новые инструменты и стратегии. Это поможет перестроить их бизнес-модели в ближайшем будущем.
Полный отчет можно посмотреть здесь.
Читайте также: Какой будет мода после пандемии? Рассказывает Александр де Бетак.