Поиск

Миссия трудновыполнима: Чему нас научила Ukrainian Fashion Week

Миссия трудновыполнима: Чему нас научила Ukrainian Fashion Week

Яркий и точный памятник времени

Текст: Buro 24/7


Фото: Евгения Бондаренко / tearsmagazine

Зоя Звиняцковская к 20-летию UFW

Зоя Звиняцковская, историк моды, куратор первой масштабной выставки о фэшн-индустрии в Украине In Progress, была с Украинской неделей моды с первого дня ее создания. По просьбе Buro 24/7 Зоя вспоминает все прекрасное и ужасное, что подарила нам UFW.

 

Тут меня попросили написать колонку к 20-летию Ukrainian Fashion Week, перечислить достижения. Окей, вот мой личный список. Только вы знаете, UFW – это же на самом деле "Сезоны моды". Когда они возникли осенью 1997 года, то назывались именно так. И для многих так и остались "Сезонами" – и лично я точно среди этих многих. Поэтому так их и буду дальше называть.

Самое первое достижение "Сезонов моды" – лист желтой бумаги формата А4 (хранится в моей коллекции вместе с рядом других бесценных раритетов в ожидании Музея моды), на котором бледноватой краской напечатан список участников первых "Сезонов". Это одно из важнейших достижений. Да что там – просто главное. Его не перешибешь, не отменишь. Придумать, организовать и запустить, написать в парижский синдикат, где попросить устав и правила (и получить их!), нагородить высоченный подиум посреди Караимской кенассы, собрать лучших журналистов города и кормить их бутербродами с колбасой между показами – это все было прекрасно. И все получилось. Браво, Ирина Данилевская и Владимир Нечипорук, ничем и никогда неотменимое и бесспорное браво. Если бы не вы, у нас бы не было недели моды, которая есть вот уже 20 лет.

zvinyatskovskaya-ufw20-column

Правда, в самой этой идее, во всяком случае в том виде, как она декларировалась, был ряд сложностей. "Сезоны моды" заявляли себя как площадку, на которой украинские дизайнеры встретятся с украинскими производителями одежды – и будут, значит, вместе развивать отечественную индустрию моды и вообще легкую промышленность. Через 5 лет, помнится, обещали тотальную победу и всеобщее процветание. 

Ну, с этим оказалось немного сложно: "Сезоны" собрали дизайнеров, принципиально не желающих заниматься прет-а-порте, считающих себя художниками, а свою коллекцию – творческим высказыванием, произведением искусства. И стали показывать их в стране, несколько поколений жителей которой испытывали стыд и отвращение при одной мысли о том, что им придется носить одежду отечественного производства. То есть выполнить заявленную миссию было в принципе непросто, скажем так. 

Вместо этого "Сезоны моды" стали местом встречи всех десяти украинских дизайнеров со всеми ста их клиентами (цифры неточные, но порядок верный) – но не только. Еще они на много лет стали главным модным шоу страны, пространством, в котором наше общество, наконец, утолило всю свою многолетнюю тоску по настоящей моде – такой, какой мы ее представляли, как придумали себе. По моде как празднику.

Желтый ковролин и косые подиумы галереи "Лавра", снег на подиуме, летящие перья на подиуме, оркестры и певцы на подиуме, зеркальный подиум, подиум из монет, из травы, из зеркального пластика, оформленный сухими ветками, калиной, конфетти, еще бог знает чем. В качестве моделей – фронтмены модных молодежных групп, звезды театра, кино и светской жизни, бизнесмены и рестораторы, решалы и дамы полусвета, актрисы, певицы и ведущие,  а также, как украшение – дети, собаки, кошки, шиншилла и даже сокол. В коллекциях – золотая кожа и черный латекс, блестки-пайетки-стразы-кружева-кринолины, национальные сорочки, минимализм, концептуальная мода, молодежная, нишевая, арт-мода – все и вся, любая, как в Ноевом ковчеге, каждой твари по паре и все под одной крышей, в одно время, мирно и буколически, как в раю. Среди зрителей – тоже все, ну вот буквально все, начиная от современных художников и политиков заканчивая директорами статусных гастрономов. 

zvinyatskovskaya-ufw20-column

Так был построен этот чарующий мир, этот праздник моды, мир до грехопадения в образе бизнеса, не имеющий никакого отношения к таким скучным материям как продажи, тиражи или байеры, мир, не знающий, что такое размерная сетка или сезонные скидки. Парадиз, в котором каждая коллекция обязательно с названием, как театральный спектакль, с пресс-релизами на каждом стульчике, с непременной пресс-конференцией каждого дизайнера после каждого показа. Стеклянный шар, идеальная конструкция, выверенная до мелочей, как этикет при дворе Людовика XIV, стержень светской жизни Украины в течение долгих лет. Бесспорное, выдающееся достижение, яркий и точный памятник времени.

Это все обязательно нужно было прожить – всем нам. Этот этап нельзя было пропустить, мы должны были наесться, наиграться, назабавляться, насладиться нашей модой сполна. Это было просто необходимо – для того, чтобы потом пойти дальше. Спасибо "Сезонам", что они это дали нам такую возможность – как раз тогда, когда нам это было нужно. 

И еще одно бесспорное, поразительное достижение, теперь уже Ukrainian Fashion Week (неделя моды изменила название в середине нулевых) – способность меняться вместе с окружающим миром. Достижение, которое прекрасно проявилось за последние годы. Динамичность, незашоренность, открытость ко всему новому – это действительно восхищает и вызывает бесконечное уважение. Сложный и коварный англоязычный мир модной индустрии со всякими тонкостями маркетинга и сетевых продаж, таргетированием аудитории и нишевыми трендами, все эти некогда совершенно чуждые и страшноватые материи, прямо скажем, звериный оскал капитализма в бутерброде с цифровой эпохой – UFW смело вошла в эту реку и показывает отличные результаты на этом еще недавно новом и совершенно чуждом для себя поле. И это, скажу я вам, замечательное достижение, поверьте мне, нынешние 25-летние, просто поверьте на слово, пройдет время, сами убедитесь.

zvinyatskovskaya-ufw20-column

Впрочем, вам вообще трудно понять, о чем это я здесь пишу, какие достижения перечисляю. Не очень все это понятно сегодня, когда глобальный мир пожирает нас, как лангольеры пожирали пространство в том рассказе Кинга, с тихим хрустом термитов – ежедневно, ежечасно, неумолимо. Хороша твоя, проходящая в Киеве неделя моды или плоха – кому какое дело, когда можно показаться в Милане или на закрытой вечеринке в каком-то специальном месте, или нигде и продолжать работать со старыми байерами, или продаваться через интернет.

По большому счету, история Ukrainian Fashion Week – это история о мире, которого уже больше нет. О мире, в котором вещи еще имели свой смысл и значение и в котором ты хотя бы отчасти мог задавать правила игры. 

Вообразите только: есть некое пространство, физическое и ментальное, и его границы четко очерчены. Все, что внутри – твое, а все, что снаружи – так этого, считай, и нет. И на этом острове много всего, только недели моды на нем не было. И вдруг она появляется. Вообразили? Так вот – так в точности все и произошло. Теперь вы хоть немного поняли.

 

Пройдите тест: Платье или тряпка: Как хорошо ты знаешь моду?