
Как Брексит изменил британскую моду
Режим выживания
После трех с половиной лет и двух референдумов Британия наконец вышла из состава Европейского союза. В теперь изолированном Лондоне завершилась первая Неделя моды по новым правилам. Не заметить скудное расписание и потерю многих важных имен тяжело. Не менее тяжело определить, какая тому причина — Брексит или пандемия. Рассказываем, какие экономические последствия ждут британскую моду после выхода из ЕС.
Что изменилось
Новое соглашение с Европейским союзом ставит под вопрос деятельность малого бизнеса, частью которого являются и молодые британские марки. Дело в том, что после выхода из ЕС появились новые налоги и тарифы, а также трудности в передвижении (британцам теперь необходимо оформлять разрешение на работу в каждой стране ЕС, а пересылка товаров обходится в несколько раз дороже). От этого пострадают и большие модные дома — теперь их товары будут стоить еще дороже. В ЕС было проще: никаких налогов на таможне, свободный доступ к европейским материалам и к ретейлерам, которые охотно покупали местные коллекции.
Мода — самая крупная креативная индустрия Великобритании
Ежегодно фэшн-индустрия приносит £35 миллиардов к ВВП. В индустрии работают 890 тысяч человек. Тем временем британское правительство выделяет финансовую поддержку наименее важным секторам экономики — к примеру, рыболовству, где работает всего 24 тысячи человек. Единственная помощь, на которую может рассчитывать модная индустрия, — общая поддержка бизнеса в размере £20 миллионов на всю страну.
“Чтобы выжить после Брексита и защитить наше будущее, нам необходимо обеспечить возможность торговать с зарубежными компаниями, а также поддержку для роста внутреннего рынка”, — говорится в открытом письме, направленном премьеру Борису Джонсону. Его подписали фотограф Ник Найт, дизайнер Вивьен Вествуд и еще 400 профессионалов индустрии. В письме говорится о важности моды для британской экономики, а также о важности государственной поддержки индустрии.
Как Брексит повлиял на тренды
Британская политика изоляционизма пришлась во времени на пандемию, которая потребовала изоляции и самих граждан. Невозможность путешествовать, умноженная на националистические идеи, расцветающие в период Брексита, привела к тому, что дизайнеры обратились к национальному наследию в своих коллекциях. Чопова Ловена переосмыслила традиционный шотландский килт; Молли Годдард вспомнила о свитерах “фэр-айл”, которые впервые появились на севере; Симон Роша объединила отсылки к ирландским традициям с субкультурой панков, характерной для Лондона 1980-х. Несмотря на сепарационные настроения в той же Ирландии и Шотландии, дизайнеры стремятся к единению, интегрируя национальные традиции в общий модный контекст.
Но захотят ли международные (и в первую очередь европейские) байеры покупать британскую одежду по новым правилам и таможенным обязательствам, когда столько же молодых талантов есть в самом Европейском союзе? Захотят ли европейцы переплачивать, лишь бы купить британскую одежду? Британским брендам придется искать новые рынки сбыта, чтобы выжить, с теми же налогами и ограничениями, но теперь вне границ Европейского союза. К кризису, вызванному коронавирусом, прибавляются и тяжелые экономические последствия Брексита.
Cмотрите также:
Украинский дизайнер Маша Попова представила коллекцию на Неделе моды в Лондоне. Мы с ней поговорили.
5 исконно британских трендов, которые мы увидели на Неделе моды в Лондоне.