Поиск

От чумы до кризиса 2008-го. Как меняется мода во времена бедствий

От чумы до кризиса 2008-го. Как меняется мода во времена бедствий

Экскурс в историю

Текст: Buro 24/7


Рассказываем, как сложные времена влияют на тренды

Влияние коронавируса на моду (и на мир) трудно переоценить. Zara теперь шьет дефицитные маски для лица, LVMH производят антисептики для французских больниц, а торговые центры закрываются на неопределенный срок. Пока модная индустрия готовится к предстоящему кризису, вспоминаем, как она справлялась с ним раньше.

Одним из недавних примеров может послужить экономический кризис 2008 года, кардинально изменивший отношение людей к предметам роскоши. Ему предшествовали нулевые годы, когда об устойчивости мало кто задумывался, а консюмеризм только приветствовался. Жизнь в кредит и желание покупать больше привели к необратимым последствиям.

"Люди будто купались в золоте, — говорит журналистка Кристина Бинкли, которая работала в 2008 году в отделе моды Wall Street Journal. — Мода была громкой и яркой, а потом все изменилось буквально за одну ночь. Быть богатым внезапно перестало быть модным".

В последующие годы дизайнеры обратились к минимализму и простоте. Похожее мы видели в 1930-х годах, во времена Великой депрессии: шелковые платья, упрощенные силуэты и неброские оттенки.

Правда, крах экономики не заставил людей покупать меньше — ни в 2008-м, ни в 1930-х. Чтобы восстановить экономику, нужно было покупать еще больше, как того требовали законы капитализма.

Об этом писал социолог Вернер Зомбарт еще в XIX веке, сравнивая моду с народным хозяйством. Капитализм ускорил темпы производства, в том числе и одежды, приравнивая ее к другим сферам промышленности. Консюмеризм — это одновременно залог рабочей экономики и ее дальнейшего краха.

 

Раньше одежда имела всего лишь защитную функцию. Поэтому средневековая чума не особенно изменила моду тех времен. Люди по-прежнему носили длинные платья, большие головные уборы и слои одежды, которые защищали от инфекций (а их было достаточно и до пандемии). Врачи носили маски в форме птичьего клюва — считалось, что инфекция передается через воздух, и в клюв клали лекарственные травы, перебивающие запах.

Испанский грипп вместе с ужасами Первой мировой войны был куда более революционным. Если в начале пандемии в 1918 году все с головы до ног одевались в скрывающую тело одежду, лицевые маски и длинные перчатки, то в 1920-х женщины освободились от сковывающих корсетов и длинных юбок. В моду вошли сверкающие мини-платья свободного кроя, короткие стрижки "под мальчика" и яркий макияж.

От чумы до кризиса 2008-го. Как меняется мода во времена бедствий (фото 11)

Причин тому было несколько. Война вынуждала многих женщин работать и дала им свободу — теперь они могли выходить на улицу без сопровождения мужчин, а в некоторых странах и голосовать. Моду на короткие юбки и яркий макияж историки объясняют тем, что многие мужчины погибли на войне и женщины боялись остаться без пары. А требование надевать покрывающую тело одежду, чтобы защититься от испанского гриппа, породило желание отказаться от нее, как только опасность миновала.

Вторая мировая война, наоборот, вернула интерес к "Прекрасной эпохе" конца XIX века, предшествовавшей ужасам нового столетия. В 1940-е годы в Европе существенно не хватало тканей — именно поэтому женские юбки становились все короче и уже, а чулки и вовсе заменяли нарисованные на ногах стрелки (выходить на улицу с оголенными ногами в те времена считалось табу).

После долгих лет дефицита Кристиан Диор вернул в моду пышные юбки, кринолины и метры шелка. Женщины ностальгировали по стабильности былых времен, а французские текстильные предприятия оживали благодаря диоровскому "нью-луку".

Похожая ситуация была и при развале Советского Союза. После долгих лет изоляции и повсеместной нехватки товаров люди получили доступ к тому, чего не имели раньше. Неудивительно, что костюмы с тремя полосками Adidas считались роскошью.

Этим же объясняется любовь жителей Восточной Европы к кричащей роскоши и логомании — раньше все это было попросту недоступным. Стиль "все лучшее сразу" стал следствием долгих лет дефицита.

В случае с коронавирусом моду ждет другая история. Вместо новых коллекций дизайнеры шьют медицинские маски и халаты, которых критически не хватает в больницах по всему миру. Студенты модных школ следуют их примеру и готовятся к тому, что, возможно, в их профессии не будет особой потребности в ближайшем будущем.

"Мы пытаемся смириться с тем фактом, что трудоустройство студентов станет проблематичным. Многие дизайнеры будут вынуждены работать над проектами, касающимися здравоохранения или ухода за пожилыми людьми", — говорят в пражской Академии архитектуры, искусства и дизайна. В то же время модные бренды один за другим делают пожертвования на борьбу с коронавирусом, одновременно отменяя предстоящие мероприятия и шоу.

Одежда уходит на второй план, уступая место аксессуарам для защиты, в первую очередь маскам для лица. Фэшн-журналистка NYT Ванесса Фридман называет их символом современности, а бренды Off-White и Marine Serre выпускают свои версии масок стоимостью в сотни долларов, пока медицинские сотрудники рискуют заразиться коронавирусом из-за их дефицита.

Какой будет мода после пандемии? Коронавирус приведет к усилению уже существующих трендов на устойчивость и долговременность. В период нестабильности мода обращается к упрощенным силуэтам и качественным тканям, которые создают иллюзию уверенности в завтрашнем дне. На смену быстрой моде приходит вневременная одежда, которая уже не первый год вытесняет мимолетные тренды.

Остается только надеяться, что в попытке возродить экономику после коронавируса мы не вернемся к консюмеризму начала 2010-х годов, а пересмотрим свои потребительские привычки.

Смотрите также: Что послушать о моде: 10 лучших подкастов от fashion-инсайдеров.

Оставьте комментарий

Больше