
В ЦУМе прошел public talk с Карин Ройтфельд и Сандрой Сэндор. О чем они рассказали
ЦУМу — 80
В этом году киевский ЦУМ празднует свое 80-летие. Специально к этому событию универмаг подготовил серию проектов: сняли рекламную кампанию "ЦУМ сквозь поколения", создали ретроспективу витрин и серию иллюстраций с художником Спиросом Халарисом, выпустили книгу и фильм об истории универмага, а также собрали международных модных экспертов, чтобы обсудить важность наследия для брендов и будущее ретейла. В public talk, который прошел 12 декабря, приняли участие фэшн-редактор и стилист Юлия Пелипас, генеральный директор ЦУМа Евгений Мамай, основательница бренда Nanushka Сандра Сэндор и основательница и директор издания CR Fashion Book, глобальный редактор моды Harper's Bazaar и основательница парфюмерной линии Carine Roitfeld Parfums Карин Ройтфельд. Модератором разговора стал главный редактор Vogue UA Филипп Власов.
Несмотря на отдельные исключения из правил (такие как банкротство почти столетнего Barneys и мировая экспансия относительно молодого Dover Street Market), историческое наследие играет немалую роль в развитии любого бренда, пришли к выводу спикеры. Так, например, Евгений Мамай отметил, что такие исторические места, как ЦУМ, формируют передаваемые из поколения в поколение традиции, что так необходимо в наш век диджитализации, социальных медиа и шеринговой экономики.
Выстраивать heritage полезно и для молодых брендов, уверена Сандра Сэндор. Это, прежде всего, формирование ДНК и ценностей, неразрывно связанных с ней. "Правда, многие начинающие дизайнеры поддаются соблазну плыть по течению сиюминутных трендов стритстайла, не пропуская их сквозь фильтр эстетики марки", — заметила она.
В то же время в личном бренде важно всегда оставаться верным себе, считает Карин Ройтфельд. Бывший главный редактор французского Vogue, основательница издания CR Fashion Book и успешный стилист, сотрудничающий с такими Домами моды, как Louis Vuitton, Tom Ford, Dior и Chanel, недавно выпустила серию ароматов и подчеркнула, что важно доносить покупателям свою историю и делиться частичкой себя во всех своих предприятиях. С ней солидарна и Юлия Пелипас, которая отметила, что для нее как для законодателя стиля самое главное — это то, кем ты являешься и что хочешь сказать окружающим своим внешним видом.
При этом все согласились, что благодаря коммерциализации мода сегодня уже не столь затейливая и разнообразная, как это было когда-то: дизайнеры боятся продвигать смелые идеи, а инфлюэнсеры — экспериментировать со стилем. "Если вы посмотрите на меня в прошлом, то увидите мини-шорты с колготками в сетку и туфлями на высоком каблуке, а сейчас я "классическая женщина", — иронично заметила Ройтфельд.
Еще одной темой беседы стали изменения в том, как мы делаем покупки. Например, многие из спикеров отдают предпочтение более экологичным видам шопинга. Сэндор и Пелипас признались, что часто приобретают винтажную одежду. Юлия также отметила, что все покупки совершает обдуманно, благодаря чему дорогие вещи, которые также время от времени появляются в ее гардеробе, служат многие годы. А Ройтфельд рассказала, что ей дарят так много вещей, что однажды пришлось отвезти их большую часть в Красный Крест.
Говоря о шопинге онлайн и офлайн, все участники беседы сошлись во мнении, что физические магазины (особенно универмаги) пока более предпочтительны, поскольку обеспечивают особый опыт и эмоции покупателям — развлечения, музыка, общение и покупки в одном флаконе. Из очевидных минусов покупок онлайн — невозможность передать сенсорные ощущения. Например, чтобы продать парфюм онлайн, компании Карин Ройтфельд приходится предварительно высылать потенциальным покупателям пробники с ароматами. В то же время интернет-магазины, как правило, предлагают гораздо больший выбор, как заметила Юлия Пелипас.
Коснулись и таких тем, как устойчивое развитие, экологичность и осознанное потребление. Сандра Сэндор считает, что в первую очередь дизайнеры обязаны брать на себя ответственность за то, какие материалы используются, как изготавливается и распространяется одежда. В ее компании даже есть специальный отдел, состоящий из нескольких людей, которые занимаются решением подобных вопросов. Дизайнер также отметила, что появляется все больше поставщиков экологичных материалов, к тому же из различных отходов можно создавать красивые вещи.
Юлия Пелипас заметила, что пока в Украине быть полностью осознанным не всегда есть возможность, к тому же на эту тему существует множество спекуляций. Например, бренды, кричащие о своей экологичности, могут выбросить на помойку непроданные изделия и прочие отходы. С ней согласна Карин Ройтфельд, которая берет под сомнение преимущество вещей из переработанного пластика, биоразлагаемой кожи или искусственного меха.
В свою очередь, Евгений Мамай сказал, что считает экологичность неотъемлемой частью современной культуры, и сообщил, что ЦУМ уже создал комитет по "састейнабилити" и утвердил программу действий на 2020 год. В нее, в числе прочего, входят сортировка отходов, переработка органического мусора и разумное потребление ресурсов.
Беседу подытожили фразой Selfridges — The most sustainable option is to be naked ("Самый экологичный вариант — ходить нагишом") и пришли к выводу, что во всем, в том числе и осознанности, необходима мера.
В заключение вечера гостям показали фильм об истории ЦУМа. В нем бывшие сотрудники универмага рассказали, как была устроена их работа 80 лет назад. У многих киевлян с ЦУМом связано немало воспоминаний. Главный магазин Киева всегда первым осваивал новые технологии. Например, здесь впервые появились лифты, а также эскалаторы, на которых после занятий любили кататься школьники. Дам привлекали проходившие в ЦУМе показы, в рамках которых демонстрировалась новая советская мода, а изящно стилизованные витрины приковывали взгляды прохожих.
Сегодня центральный универмаг также удерживает лидирующие позиции. Помимо международных брендов, здесь продаются и украинские дизайнеры, как начинающие, так и более известные далеко за пределами Украины: например, Руслан Багинский и Ксения Шнайдер.
Смотрите также: Киевский ЦУМ отпраздновал 80-летие большой вечеринкой. Вот как это было.