Поиск

Взгляд в будущее: 4 молодых дизайнера об экологии, цифровых платьях и украинской моде

Взгляд в будущее: 4 молодых дизайнера об экологии, цифровых платьях и украинской моде

Интервью BURO.

Текст: Елизавета Павленко

Фото: @mshphotoo

С победителями конкурса "Погляд у майбутнє"

Каждый год Ukrainian Fashion Week выбирает лучших молодых дизайнеров в конкурсе "Погляд у майбутнє". Редактор моды BURO. Елизавета Павленко поговорила с ними о будущем индустрии.

Лилия Олейник

1 место

Взгляд в будущее: 4 молодых дизайнера об экологии, цифровых платьях и украинской моде (фото 1)

Лилия, вы давно создаете одежду? Чем занимались до участия в конкурсе?

Я училась на дизайнера одежды, но воплощать эскизы в жизнь начала относительно недавно. Это моя вторая коллекция. Сейчас я работаю стилистом-организатором съемок в компании Intertop, иногда беру коммерческие съемки.

Чем вдохновлялись при создании коллекции?

Школьной формой гимназисток 19 века и атмосферой танца Vogue. Я провожу параллель между строгими правилами гимназии и современным социумом. Окружающие — это строгие учителя, которые знают, как будет лучше, как ты должен одеваться, как себя вести.

Танец Vogue — это разрыв шаблонов, это история о мужчинах, у которых “получилось”. Кто сказал, что мужчина не может быть мужественным в юбке или в платье? Женщины в платьях не всегда женственны, ведь дело совсем не в одежде. Раскрепощенные танцы в эпатажных нарядах, подпольные балы, где каждый может быть собой, независимо от пола, ориентации и социального статуса.

Мне как дизайнеру хотелось бы стереть эти гендерные границы и стереотипы в одежде. Одежда — это не о том, кто ты есть; это о том, в чем тебе удобно. Для показа я специально подбирала моделей, которые максимально противоположны одежде. Одежда не сделала их более женственными, ведь только ты сам транслируешь свои качества.

В интервью с молодыми дизайнерами не обойтись без вопроса об устойчивости. Вы работаете с вторичным сырьем? Как работаете над sustainability?

Для меня очень важна этичность производства продукта. В студенческое время я попала на стажировку на швейную фабрику и знаю изнутри, насколько это тяжелый и недооцененный труд. Сейчас я не работаю с вторичным сырьем, но в коммерческом производстве, конечно, я буду стараться сделать процесс максимально устойчивым.

 

Ольга Очкас

2 место

Давно создаете одежду?

Создаю одежду лет с 11-12, с тех пор как нашла у мамы первые журналы “Бурда”. Всегда мечтала этим заниматься. Помню, мы смотрели вместе фильмы с Одри Хепберн, для которой одежду шил Юбер де Живанши. Это одно из наиболее вдохновляющих воспоминаний детства. Родители всегда меня поддерживали в том, что я должна заниматься тем, чем горю. И поддержали в решении стать дизайнером. После школы я окончила Одесское театрально-художественное училище, где очень подробно изучала историю костюма и моды. Я поняла, что мода — это не только об одежде, но и о культуре, философии, обществе, психологии. Жизненный путь был очевиден.

После училища я окончила бакалавриат во Львовской академии искусств по специальности “Дизайн одежды” и магистратуру в Polimoda. Решила создать собственный проект в 2018 году, когда начала работать дизайнером в Милане. Мне было мало того, чем я занималась в офисе.

У вас довольно большое CV: магистратура во Флоренции, показ в Париже, обложка Pap Magazine и поддержка Vogue Italia. Почему решили участвовать в конкурсе?

Отвечу откровенно: я совершенно непубличный и закрытый человек. Мне очень трудно находить пути развития, интегрироваться в общество. Но мне всегда хотелось развиваться и заявить о себе в Украине. “Погляд” — это хорошая платформа для молодых дизайнеров, которая поддерживает и дает очень много возможностей и выходов в индустрию. Я не ошиблась.

В Италии много возможностей, много интересных проектов. Но, по-моему, на данный момент развитие новых локальных маленьких брендов в Украине происходит намного интенсивнее. И это круто! Это действительно большой повод для гордости.

Локдаун отчасти тоже повлиял на мое решение. После двух лет неопределенности иногда стоит остановиться и начать все с самого начала.

Украшения для головы просто невероятны. Это ручная работа?

Да. Я все украшения создаю сама, без какой-либо конкретной идеи. Начинаю с первой цепочки, а дальше все получается само собой.

В этой коллекции маски играют не только роль аксессуаров, но также имеют определенный подтекст, связанный с историей коллекции. Каждый наряд представляет фиксированный социальный тип с устоявшимся взглядом на жизнь, как в итальянской Commedia dell’arte [вид итальянского народного театра, где актеры носят маски — прим. BURO.]. Каждый тип — это гиперболизированный образ реальных персонажей, которых мы встречаем каждый день. У них отличные костюмы и маски, чтобы помочь зрителю понять, кем является тот или иной персонаж. Также маски символизируют завесу, через которую вы не можете видеть мир таким, какой он есть, а только со своей точки зрения.

Используете ли вы вторичные ткани для производства одежды? Каких критериев устойчивости придерживаетесь?

Да, я использую только стоковые материалы для пошива коллекций и вышивки. В планах — проекты по переработке бракованных материалов для вышивки и поврежденных вещей.

 

Наталія Довганич

3 місце

Як давно займаєтесь одягом?

Займаюсь створенням одягу все своє життя і не уявляю себе в іншій сфері. Пам’ятаю, завжди малювала різні наряди у школі. Створювала одяг із бабусиних хустин, а потім робила показ зі своїми подругами.

Ви створюєте агендерний одяг. Чому?

Кожен має право на самовираження в будь-яких його проявах. Кожен має право на емоції, бо ми всі їх відчуваємо. Соціум поділяє нас, а я проти цього поділу і втілюю це в одязі, який не має гендеру і залишається поза часом.

Наскільки стійким є процес виробництва колекцій? Використовуєте вторинні матеріали? Як забезпечуєте sustainability?

Бренд Dovhanych позиціонує себе як VIP-ательє, де можна пошити одяг за індивідуальними мірками та кутюрні речі під замовлення. Я закликаю відмовитись від швидкої моди та носити якісні речі, які будуть актуальними й цінними довгий час.

 

Анна Кузьменко

специальная премия имени Сергея Ермакова

Взгляд в будущее: 4 молодых дизайнера об экологии, цифровых платьях и украинской моде (фото 17)
@mshphotoo

Аня, насколько я знаю, ваша коллекция сделана в соответствии с критериями sustainability. И это прекрасно! Расскажите, пожалуйста, как выбираете ткани?

Sustainability является центральным элементом ДНК моего бренда. Я всегда нахожусь в поиске наиболее оптимальных экологичных решений и уже не первую коллекцию создаю из вторичного сырья. Это не всегда просто и куда более энергозатратно, чем просто пойти в магазин тканей или заказать их онлайн. Но я верю, что, выбирая материалы вручную, я могу гарантировать качество и уникальность каждой вещи.

Так как моя эстетика предполагает работу с такими материалами, как шелк, атлас, шифон и органза, мой любимый отдел в любом секонд-хенде — это отдел с вечерними платьями. Меня очень огорчает тот факт, что десятки метров ткани и невероятное количество часов работы уходят на вещь, которую с практически 100%-й вероятностью наденут всего один раз. Перерабатывая эти платья в элементы повседневного гардероба, я продлеваю жизнь этим изделиям и делаю свой вклад в уменьшение перепотребления текстиля в мире.

Недавно я открыла для себя мир digital fashion, который является самым этичным и экологичным из всех sustainable-направлений моды. Теперь у меня есть цель создать цифровую коллекцию одежды.

Как давно занимаетесь одеждой? Какой у вас бэкграунд?

Сколько себя помню, я всегда любила рисовать и шить. Осознанно к своей цели я начала идти в 9 классе. Тогда я уже знала, что хочу быть дизайнером одежды. Начала посещать курсы рисования, тогда же мне подарили мою первую швейную машинку, и я пошла на курсы кройки и шитья в своем родном городе Чернигове. После окончания школы переехала в Киев и поступила в Киевский национальный университет технологий и дизайна. Во время учебы часто подрабатывала визажистом на съемках своих друзей-фотографов. Сейчас активно работаю над полноценным запуском собственного бренда.

В вашей коллекции очень отчетливо проглядывается вдохновение творчеством Жан-Поля Готье, Нэнси Дояки, Шарлотты Ноулз. Кем еще вдохновляетесь?

Всех этих дизайнеров можно найти на моих мудбордах. Меня также очень вдохновляет творчество Тьерри Мюглера, Джона Гальяно, Вивьен Вествуд, Джанни Версаче. Как и для многих [молодых дизайнеров], кумиром и вдохновителем для меня всегда будет Александр Маккуин. Своим инновационным подходом к кутюрной моде меня всегда поражает Iris van Herpen. В соцсетях активно слежу за многими молодыми дизайнерами, мои фавориты — @chrishabanа, @misssohee и выпускники Central Saint Martins. Из украинских дизайнеров Иван Фролов и Ксения Шнайдер — для меня самые большие авторитеты. Меня всегда интересовала интеллектуальная мода с историей и посылом, в том же направлении работаю сама.

 

Смотрите также: 2020-й изменил все. Вот что молодые дизайнеры говорят о будущем моды.