Поиск

Стремимся к нулю: Zero waste в моде

Стремимся к нулю: Zero waste в моде

Ничего не выбрасывать

Текст: Анна Гаврилова

Фото: RÆBURN,
Holly McQuillan,
RISD museum,
Timo Rissanen,
Instagram - @kseniaschnaider,

Три способа перейти на безотходную систему в моде

Ноль отходов, или zero waste,  это система потребления, в которой ничего не оказывается на свалках; меньше производится; вещи по возможности используются повторно; минимум перерабатывается и максимум компостируется. В идеале у человека получится как у природы: все процессы станут циклическими.

Звучит утопично, но у некоторых комьюнити получилось. К примеру, у японского города Камикацу у первого в стране вышло воплотить в жизнь политику zero waste. C 2003 года муниципалитет проводит реформу, направленную на отказ от потребления одноразовых товаров. Отходы сортируются на более чем 45 категорий. После проверки волонтерами вещи в хорошем состоянии передаются в "магазин переработки", из которого любой житель может бесплатно забрать что-то домой. Сегодня жители Камикацу практически не производят мусор.

У модной индустрии плохая репутация. Всего порядка 20% ненужной одежды перерабатывается  большая часть сжигается или оказывается на свалке. Проблема существует не только на уровне потребителей. Вся индустрия производит ежегодно 92 миллиона тонн текстиля, и при этом приблизительно 15% материалов пропадает в процессе кроя. 

Чтобы свести количество отходов к нулю, одним ресайклингом не обойтись. Он является лишь одним из трех R обращения с отходами: reduce (уменьшать), reuse (использовать повторно), recycle (перерабатывать). Задача дизайнеров в таком случае  терять меньше материалов в процессе производства и рационально использовать уже существующие изделия. Как этого достичь?  

Безотходные выкройки

Первый шаг к минимизации отходов  не выбрасывать ткань. Среди пионеров этого направления  новозеландский дизайнер Холли Макквилан, автор книги Zero Waste Fashion Design. Она экспериментирует с выкройками: по максимуму используются все остатки материала, модели легко модифицируются под носителя.

Еще один пример такого подхода  работы финского дизайнера и преподавателя в школе дизайна Парсонс в Нью-Йорке Тимо Риссанена. Он пропагандирует концепцию zero waste и конструирует свои изделия по безотходной технологии: ткань используется максимально эргономично, все элементы выкройки по периметру прилегают друг к другу.

Стремимся к нулю: Zero waste в моде (фото 4)

Производить строго под спрос

Как угадать спрос? Британская компания Unmade разработала операционную платформу UnmadeOS. Она позволяет потребителям самостоятельно кастомизировать трикотажные изделия и после размещать заказ на производство понравившейся вещи. Таким образом, отшивается только то, что действительно покупается, а отходы минимизируются.

Такой формат положит конец эпохе перепроизводства и утилизации огромного количества вещей. Технологию UnmadeOS уже внедрили New Balance и Opening Ceremony, а в коллаборации с последними и Farfetch  для продажи капсульной коллекции трикотажа с кастомизацией.

Отходы как сырье

Повышенный интерес к использованию отходов в производстве одежды появился еще в начале 2000-х, с кутюрной линией Maison Martin Margiela Artisanal. В ней фигурировали переосмысленные изделия с блошиных рынков: галстуки-бабочки трансформировались в топ, кожаные ремешки сшивались и формировали брюки, а переработанный деним украшался виртуозной вышивкой. Деконструкции Мартина Маржелы, наподобие свитера из носков и жакета из сандалий, представленных на выставке Zero Waste: Fashion Repatterned, организованной университетом Columbia College Chicago в 2011 году,  эталоны апсайклинга.

Еще один яркий пример  британский дизайнер Christopher Raeburn. С 2001 года его коллекции построены по принципу remade, reused, recycled (переделанное, использованное заново, переработанное)  будь то женский бомбер из военной формы или сумки из палаток в коллаборации с The North Face.

Стремимся к нулю: Zero waste в моде (фото 9)

Сегодня модных брендов и коллекций, посвященных апсайклингу (изготовлению новых вещей из старых),  множество. Финская компания Pure Waste, например, производит ткани и готовые изделия исключительно из отходов.

В конце 2019-го adidas by Stella McCartney задали высокую планку  представили концепт первого 100% перерабатываемого худи из материала NuCycl на основе синтетических волокон из раздробленной утилизированной ткани.

В Украине это направление активно развивает бренд Ksenia Schnaider. Бренд стартовал с переработанных джинсов Rework Denim. Во время карантина основатели бренда Ксения и Антон запустили Shirt Project. Вещи в технике петчворк шьются из обрезков тканей, которые остались после производства - своего и других брендов. 

Сегодня мы видим только начало. Пока что ни один модный бренд не стал безотходным в чистом виде. Тем не менее, zero waste — не столько красивая цель, сколько процесс. Механизм запущен, и истории успеха брендов в борьбе с отходами неизбежно трансформируются в привычку индустрии - как создателей, так и потребителей моды. 

Читайте также:

Nike выпустят кроссовки из отходов, а adidas и Allbirds уменьшат углеродный след.

H&M разработали ткань, в которой не жарко летом.

Французский бренд создал кроссовки из яблочной кожуры.