
Канны: OMG! Ханеке выпустил комедию
Дневник фестиваля
Шутки шутками, а новый фильм Михаэля Ханеке действительно оказался комедией со счастливым концом – впрочем, смотря для кого.
В свои 75 австрийский режиссер современнее многих других участников каннского конкурса. Первые пять минут "Хеппи-энда" сняты на телефон 12-летней девочкой Евой, которая сначала травит антидепрессантами хомячка, а потом и собственную мать. После этого девочка попадает в фамильное гнездо своего отца, богатый дом с марокканской прислугой, и знакомится с его обитателями за семейным ужином.
85-летнему патриарху (Жан-Луи Трентиньян) давно уже жить надоело. Его дочь Анна (Изабель Юппер) разрывается между помолвкой, несчастным случаем на стройплощадке и своим непутевым сыном Пьеро. У ее брата Тома (Матье Кассовиц) интернет-переписка, о которой точно не нужно знать его новой молодой жене. Конечно же, Ева моментально обнаруживает секреты каждого из них.
В это сложно поверить, но режиссер берет за основу жанр комедии о dysfunctional family, придурковатой семье (см. "Семейку Тенненбаумов", "Маленькую мисс Счастье" и так далее), и строит на его основе свое типичное болезненное кино.
В этот раз австриец препарирует нравы современной буржуазии с помощью виртуального пространства вседозволенности, где можно делать и обсуждать вещи, которые никогда бы не произнес вслух. Его основная мысль в том, что с помощью технологий реальные страдания становятся абстрактными и совсем не страшными – телефоны, лэптопы и даже киноэкран создают комфортную дистанцию между зрителем и чьей-то бедой.
Важно то, что критика богатых и пресыщенных в фильмах Ханеке всегда была направлена в том числе и против него самого: сложно придумать более буржуазного художника – и режиссер прекрасно это понимает. Судя по тому, какую лексику (OMG, LOL) он использует в "Хеппи-энде", Ханеке даже прочитал свой фейковый твиттер, над которым так много смеялись три года назад. Более того – впервые в своей фильмографии австриец позволяет себе юмористическое самоцитирование, когда герой Трентиньяна рассказывает, как задушил свою долго болевшую жену. Понятно, что с таким чувством юмора не пригласят в Голливуд снимать комедии с Джеймсом Франко, но это очень смелый ход человека, чьи предыдущие два фильма ("Любовь", "Белая лента") уехали из Канн с главными призами фестиваля.
Изначально "Хеппи-энд" анонсировали как драму о беженцах во Франции, хотя сами нелегалы появляются только мельком. Они готовят кускус для своих хозяев или прогуливаются по улице, где их останавливает дед на инвалидной коляске и просит себя убить. На всех, кому нужно ежедневно вкалывать, чтобы заработать себе на пропитание, Ханеке смотрит глазами привилегированного класса не довольных своей жизнью нелепых белых людей. В финале "Хеппи-энда" действительно есть повод от души посмеяться. И тут же ужаснуться от того, что кажется нам смешным.
happy haneke lol pic.twitter.com/7N0wMLRAbE
— Michael Haneke (@Michael_Haneke) December 16, 2014
Читайте также: Канны – 2017: Уиллу Смиту все нравится.