Поиск

Триггер, мой триггер: 3 фильма о нездоровых отношениях, которые нас разрушают

Триггер, мой триггер: 3 фильма о нездоровых отношениях, которые нас разрушают

Красные флажки (не)любви

Текст: Настя Сидько

Абьюз, манипуляции и эмоциональные качели

"Мой король"

Режиссер — Майвенн Ле Беско, 2015

Французская драма, где злодея-любовника сыграл характерный Венсан Кассель, который будто бы создан для ролей всяких бессовестных подонков и других отрицательных персонажей. Исполнительница главной роли Эммануэль Берко, сыгравшая безрассудно влюбившуюся в него девушку, получила за эту роль Каннского льва как лучшая актриса.

Разрушительная история их (не)любви начинается с печальных последствий: героиня Берко проходит реабилитацию после травмы колена. Психолог пытается выяснить, как она сломала ногу, подталкивая девушку к мыслям о том, что все это неспроста и ее травма – следствие личных терзаний. Тони (так зовут главную героиню), которой эта идея кажется абсурдной, начинает вспоминать свое прошлое, и так мы узнаем, что кроме физической травмы ей предстоит залечить и душевную рану. Причина ее переживаний – нездоровый роман с Джорджо, обаятельным повесой, который вошел в ее жизнь и разрушил ее до основания.

Вскоре сумасшедшая любовь и взаимное обожание сменились эмоциональными качелями, манипуляциями и неврозами. Увядая в этих абьюзивных отношениях, героиня Берко до последнего не может уйти. Ее друзья и родной брат, которого, кстати, играет Луи Гаррель, с бессилием наблюдают за тем, как она снова и снова, словно под гипнозом, оправдывает Джорджо, находя для этого все новые и новые причины. А он снова и снова возвращается, нуждаясь в постоянной подпитке ее энергией и зная, что необходимый ему эмоциональный отклик он точно получит.

<


"Призрачная нить"

Режиссер — Пол Томас Андерсон, 2017

Драма, в которой свою последнюю роль сыграл актер Дэниел Дэй-Льюис, после чего ушел из кино (ко всеобщему сожалению). Картина получила "Оскар" за костюмы и еще 5 номинаций, в том числе за режиссуру и лучший фильм.

История, рассказанная Полом Томасом Андерсоном, в какой-то степени основана на его личном опыте. В интервью он упоминал, что идея картины появилась у него, когда он слег с простудой, а его жена – Майя Рудольф – ухаживала за ним. Андерсон заметил, с какой нежностью Майя смотрит на него, совсем уязвимого и ослабленного, и подумал, что об этом надо снять кино – о том, как болезнь странным образом оздоравливает.

Действие фильма разворачивается в 1950-е годы в Лондоне. Дэй-Льюис играет одержимого своей работой модного дизайнера Рейнольдса Вудкока – его платьями грезят самые богатые и влиятельные женщины высшего общества. Однажды он совершенно неожиданно знакомится в придорожном кафе с официанткой и теряет голову. У них завязываются отношения, которые уже изначально не могут быть равными. Альма – так зовут его избранницу – переезжает к нему и становится его музой (и тут сами собой напрашиваются сравнения с "Пигмалионом" Бернарда Шоу).

Но только период умиления и нежного восторга был непродолжительным. Рейнольдс, как и следовало ожидать, начинает проявлять свой эгоистичный и властный характер гения – Альма раздражает его уже одним своим присутствием: слишком громко намазывает тосты джемом на завтрак, портит его рабочую идиллию, заботливо поднося чай в мастерскую. "Я придам тебе формы, если мне так будет угодно", – говорит он ей на примерке платья, переходя от фазы идеализации к обесцениванию.

У девушки, которая отчаянно жаждет вернуть былую нежность в их отношениях и вновь почувствовать себя любимой, не остается другого выхода, кроме как ударить в ответ – сделать его слабым и беспомощным, нуждающимся в ком-то, кто позаботится о нем. Это ее шанс завладеть мячом на поле – доминировать над Вудкоком, который привык, что власть обычно у него.

"Исчезнувшая"

Режиссер — Дэвид Финчер, 2014

Детективный триллер по роману писательницы Гиллиан Флинн, который привлекает своим постмодернистским нарративом. В центре повествования – супруги Эми и Ник. На 5-ю годовщину их свадьбы Эми таинственно исчезает, чему Ник оказывается даже в некотором смысле рад, пока не начинается расследование, в ходе которого он очень быстро становится главным подозреваемым.

Начало их отношений не предвещало беды: поцелуи под сахарной пылью, чувственные разговоры, взаимное обожание. Но всему этому приходит конец, и у Ника появляется любовница. Тогда "Супер Эми" решает серьезно отомстить мужу и с предельной точностью инсценирует собственную смерть.

"Исчезнувшая" – это в некотором роде деконструкция абьюза, где жертва становится агрессором, а агрессор – жертвой. Первую часть фильма зрители эмпатично поглощены историей домашнего насилия, от которого якобы пострадала Эми, но затем наррация переворачивается с ног на голову и настоящей жертвой оказывается "насильник".

В дневнике, который послужит главной уликой, она как по методичке описывает проявления домашнего абьюза: перепады настроения, неконтролируемую агрессию, психологическое давление, побои, требования родить ребенка. Все это – отчетливые красные флажки, которые сигнализируют женщинам, оказавшимся в такой же ситуации, об одном: спасайте себя, бегите.

И надо сказать, сам Ник, который после исчезновения ведет себя совсем не так, как должен был бы (улыбается фотокамерам на фоне постера с изображением пропавшей жены), только помогает ей закрепить образ жестокого мужа-абьюзера.

Но главный абьюзер не он, а Эми, чье психопатичное хладнокровие поражает, – она и в самом деле готова умереть, лишь бы добиться такого же наказания для мужа.

Смотрите также:

Джуд Лоу – домашний тиран в тизере драмы "Гнездо".

"Жить с врагом". Фотопроект Донны Феррато, посвященный домашнему насилию.