Поиск

Режиссер клипа \"Монах\" для DakhaBrakha: \"Я в детстве много просфор съел\"

Режиссер клипа "Монах" для DakhaBrakha: "Я в детстве много просфор съел"

Интервью Buro 24/7

Текст: Buro 24/7


Фото: Photos by Kasia Zabavko

Сашко Даниленко о своей новой видеоработе

Живущий в Нью-Йорке украинский мультипликатор Сашко Даниленко снял мини-фильм на песню "Монах" группы "ДахаБраха". Это уже вторая их совместная работа – в 2012 году вышло видео на композицию "Карпатський реп".

8 сентября "Монаха" покажут в рамках фестиваля анимации и медиаискусства Linoleum. Накануне премьеры редакция Buro 24/7 узнала у режиссера, как соединить в одном клипе пьющего монаха и девушку-самоубийцу и что об этом думают представители религиозных общин.

Когда ты впервые услышал песни "ДахиБрахи"?

Наверное, это был 2006-2007 год. В тот период я внимательно отслеживал все украинское в музыке и литературе, что появлялось на горизонте. Первые треки группы для меня звучали одновременно по-племенному дико и свежо и современно. Невероятное сочетание.

 

Как возникла идея с ними поработать?

Когда я создавал свой первый клип для группы "Очеретяний Кіт", то уже знал, что хочу предложить следующий проект "ДахеБрахе". Я скинул [участнице группы] Нине Гаренецкой в фейсбуке в качестве примера свежеснятый клип и предложил сделать что-то вместе. Мы встретились на концерте в Запорожье, поговорили, они поддержали мою инициативу – и я радостный поехал обратно в Харьков делать клип. Спустя полгода он был готов. Мы практически ничего не обсуждали с группой в процессе, у меня была полная свобода действий.

Насколько работа над фильмом "Монах" отличалась от того, как ты снимал "Карпатський реп" для "ДахиБрахи"?

В работе над "Монахом" мне было приятно вернуться к эстетике и настроению "Карпатського репу". Может показаться, что мне еще рановато возвращаться к былому и повторяться в стиле. Но с моей перспективы с момента выхода предыдущего видео много воды утекло. Я успел поменять несколько городов, а потом и стран, поработать в абсолютно новых для меня направлениях (фэшн, документальная анимация и кино, проведение анимационных воркшопов и публикация собственного комикса). Потому возник момент легкой ностальгии. Мне захотелось вернуться в мир "Карпатського репу" с новыми навыками и новым видением.

 

Как ты для себя объяснил сюжет песни "Монах"?

Интересно, что народная песня, взятая за основу, была веселой и шуточной. "ДахаБраха" сделали ее серьезной и тревожной. Обожаю, когда что-то можно так органично поставить с ног на голову. Мне захотелось усилить этот эффект, добавить драмы и мистики. Я не брал оригинальный сюжет песни для построения сюжета буквально, в своей интерпретации мне как раз хотелось вывернуть и увести сюжетную линию в сторону. Мне очень нравится, как меняется темп песни, ее драматургия. От этого я и отталкивался.

Для меня главной темой было восприятие правды и неправды, а также границы между ними. Метаморфоза морали.

Каким из своих художественных решений в "Монахе" ты доволен больше всего?

Повествование построено так, что сперва все показано поверхностно и вырвано из контекста. Монах пьет и гуляет, пристает к вдове, девушка-самоубийца прыгает с моста в реку. Во второй части появляются элементы, которые объединяют эти фрагменты. Становятся ясны причины, из-за которых пьет монах, зачем он пришел к вдове, почему девушка прыгнула с моста и кто ей в этом помог.

Мне понравилось продумывать переходы между сценами – например, когда монах падает головой в шапку, а потом в следующем кадре скачет на коне. Или где он седеет, увидев мокрый венок из реки.

С большим нетерпением я ждал момента, чтобы поработать над частью, где ярость и месть монаха материализуются в монстра. Я придумал сделать так, чтобы части, из которых состоит монстр, тряслись и с каждым шагом от него что-то отваливалось.

Я с большим уважением отношусь к бумаге, потому нужно было работать с компьютерной анимацией деликатно и сдержанно, чтобы не передиджитализировать.

 

Сколько времени заняла работа над "Монахом"?

Идея у меня появилась два года назад, когда я впервые услышал эту песню на концерте группы. В начале этого года я начал регулярно бегать на длинные расстояния, и практически все технические и художественные решения пришли мне в голову во время бега. В итоге около года я обдумывал концепт, и когда накопилась критическая масса художественных и технических решений, я приступил к работе.

Дедлайном был концерт "ДахиБрахи" 22 июля, и на все у меня оставалось около трех месяцев. О проекте знала только Кася, моя жена, которая всячески меня поддерживала и была единственным зрителем. Это моя самая быстрая и продуктивная работа – по сравнению с предыдущими проектами. Меня подгоняло желание увидеть, как та или иная визуальная часть соединяется с музыкой и как они работают вместе.

Как думаешь, что скажут представители религиозных общин, когда посмотрят твой фильм?

Пока прокомментировали только евреи и атеисты, но они слишком адекватные, у них ничего не "пригорело". Мне было бы интересно узнать комментарии других людей, разной степени фанатичности.

Я знал, с каким материалом работаю, потому что много в детстве просфор съел. У меня накопилось много вопросов с того времени. Я посещал воскресную школу, практически каждое воскресенье мы были с семьей на службе, и мне приходилось поститься, исповедоваться, причащаться. Сейчас у меня, скорее всего, аллергия на идеи, возведенные в абсолют. Меня окружало много фанатичных людей, и я видел, куда их это приводило. Потому я готов, что кто-то увидит мою работу сугубо черно-белой, а кто-то заметит оттенки серого.

В этом проекте я старался уйти от конкретной конфессии, потому как такие события могут произойти где угодно, в любой канонической среде. Сами люди являются источником зла и несправедливости, а церковь – это платформа для реализации этих проблем.

Это деликатная тема, как раз поэтому ее и нужно поднимать и рассматривать с разных колоколен.
Мне было бы интересно показать "Монаха" в России и узнать фидбек оттуда. Там сейчас какая-то средневековая дичь творится с православием.

Согласен ли ты, что "ДахаБраха" – лучшая украинская группа?

Для меня "ДахаБраха" – самый емкий по содержанию украинский коллектив. Они органично развиваются и интегрируются в мировую культуру и действительно являются послами той Украины в мире, в которой хотелось бы жить. Они открыты к новому, у них есть осознание того, кто они и откуда, и все это отражается в их творчестве. С нетерпением жду их новый альбом.

 

Читайте также: "ДахаБраха": "Наш шлях до світового визнання – він інакший".

Оставьте комментарий

Больше