
Неделя высокой моды в Париже, весна 2014: итоги
Чем запомнится неделя haute couture
Не первый год ведутся споры о роли и назначении коллекций haute couture. Сложно смириться с тем, что высокое портновское искусство сегодня существует исключительно для красных дорожек и повышения продаж косметики. Но все же говорить об экспериментальности современного кутюра, в котором зачастую все сводится к количеству перьев и часов ручной работы, затраченных на их пришивание, тоже не получается. Благо, результат этих титанических трудов все еще достоин изучения и восхищения. На минувшей Неделе высокой моды в Париже Buro 24/7 нашло семь поводов поразмыслить и полюбоваться.
Спорт-кутюр
Движение за омоложение клиентуры кутюрных ателье вышло на новый уровень - в этом сезоне средние показатели длины рукодельных платьев и высоты каблука достигли рекордных минимумов. Ведущие дизайнеры задали тренд на спорт-кутюр: едва ли не главной новостью Недели стали кроссовки у Chanel и тапочки для дайвинга у Dior. Кроссовки были сшиты в старинном обувном ателье Massaro, принадлежащем Chanel, на каждую пару из капризной кожи питона было затрачено 30 часов работы. О том, кто расшивал пайетками и кристаллами эластичный верх "диоровских" аквакроссовок, не сообщается, но они и без того произвели достаточный шумовой эффект.
Chanel Haute Couture, Christian Dior Couture
История искусства
Каждый сезон кто-то из дизайнеров непременно напоминает о том, что кутюр - это не просто красивые платья, но еще и искусство высокого шитья, родственное всему великому, что лучшие представители человечества успели наваять. На минувшей Неделе свои познания в области истории изобразительного искусства продемонстрировали создатели коллекций Valentino и Maison Martin Margiela. Первые были привычно изящны, выбрав в качестве сюжета для вышивки на тематическом "райском" платье работу мастера Северного Возрождения Лукаса Кранаха-старшего "Адам и Ева". В МММ же были привычно концептуальны, скроив пальто oversize из антикварного ковра, созданного по рисунку из таитянского цикла постимпрессиониста Поля Гогена.
Valentino Couture, Maison Martin Margiela
Бабочки
Тонкие материи любят тонкие изящные темы, поэтому бабочки служат бесперебойным источником питания дизайнерских фантазий. В этом сезоне крылатых насекомых на подиумах было особенно много, и их впору записывать в тренд. Алексис Мабий посвятил свою коллекцию белым бабочкам, Жан-Поль Готье воспел ярких тропических, а Ицинь Инь - невзрачных ночных мотыльков и моль. Бабочки послужили декором и одной из самых запоминающихся вещей в коллекции Valentino: чтобы густо расшить ими легкое пальто округлого силуэта, понадобилось несколько сотен шелковых пар крыльев и порядка 500 часов работы.
Alexis Mabille, Jean Paul Gaultier Couture, Yiqing Yin
Опера и балет
Многие дизайнеры успели опробовать себя в создании театральных костюмов, и некоторые - как в этот раз Viktor & Rolf - выводят театр на подиум. Их посвящение балету демонстрировали танцовщицы Голландского национального балета, которых Виктор Хорстинг и Рольф Снорен обшивают для новой постановки. Умная коллекция-концепт состояла, скорее, из иллюзий, чем из реальных вещей: в умении работать с trompe l'oeil дуэту давно уже нет равных (вот уж кому нужно было бы доверить воскрешение модного дома Эльзы Скиапарелли, которая в свое время ввела эффект "обмана зрения" в моду!). В свою очередь, на показе Valentino, чья коллекция была посвящена опере, обошлось без реальных див (хотя это был бы настоящий вызов для дизайнеров), но все же это был настоящий гала-концерт. Открылся он отрывком из "Травиаты" на юбке, а продолжился "Лоэнгрином", "Богемой", "Лакме", "Кармен", "Набукко", "Мадам Баттерфляй" и "Аидой". Ведущие партии достались лучшим моделям современности: кастинг у Valentino был как всегда на высоте.
Valentino Couture, Viktor&Rolf
Музы из музыки
Музыка и мода всегда шли рука об руку, а на Неделе высокой моды в Париже источником вдохновения дизайнеров стали не очередной гранж или панк, а сильные образы всемирно известных исполнителей. Так, Донателла Версаче выбрала себе в музы Грейс Джонс, образ которой, умноженный на женственность в стиле Versace, угадывался в удлиненных капюшонах, глубоких декольте и платьях-бюстье. Узнать вдохновителя Бушры Джаррар было также несложно: повседневный кутюр, в который свято верит дизайнер, обернулся косухами в виде курток и жилеток, крашеным мехом, брюками клеш и многочисленными блестками. Ничего не напоминает? Правильно, Элвис всегда с нами.
Atelier Versace, Bouchra Jarrar
Главные дебюты недели
Этот сезон без преувеличения был особенно ожидаем по двум причинам. Во-первых, дом Эльзы Скиапарелли, наконец-то, обрел дизайнера и представил первую коллекцию haute couture во главе с Марко Занини. Рассуждать об уместности дизайнера в этой должности пустились многие критики, WWD без труда нашел типичные гальяновские мотивы и с трудом рассмотрел сюрреалистичное наследство Эльзы, а вот Сьюзи Менкес, напротив, одобрила попытку Занини "создать одежду, пригодную для современного 21 века, но в то же время сделать ее кутюрной". Усидел ли дизайнер на двух стульях, рассуждать, впрочем, рано - коллекция pret-a-porte в феврале покажет. А вот работа Хуссейна Чалаяна для Vionnet ознаменовалась тонкой линией между индустриальным дизайном Чалаяна и нео-классическим кроем по косой Мадлен Вионне. Полупрозрачные облегающие длинные платья из органзы, искусная драпировка и плиссировка в миксе с пластиковыми проводами порадовали не только зрителей, но и саму владелицу дома Гогу Ашкенази.
Schiaparelli Haute Couture, Vionnet
3D-аппликации
На фоне тех, кто считает, что кутюр может быть пригоден для повседневной жизни, все же остаются дизайнеры, которые по-прежнему заняты искусством швейного мастерства, нескромно хвастаясь сотнями часов, проведенных мастерицами над вышивками и отделками. И если Раф Симонс взял курс на омоложение бренда и велел швеям с авеню Монтень расшивать микрокусочками ткани, бисером, бусинами и пайетками не только платья из органзы, но и аквасникеры, то Джамбаттиста Валли остается верен традициям: фееричные кутюрные платья, скрупулезно расшитые вручную объемными лепестками-пайетками, можно долго рассматривать, восхищаясь профессионализмом парижских "маленьких ручек".
Christian Dior Couture, Giambattista Valli Couture