Поиск

Код — красный: История модного дома Valentino

Текст: Мария Миго

Энциклопедия Buro 24/7

2008 год. В первом ряду Миучча Прада, Альбер Эльбаз, Ума Турман аплодируют стоя на кутюрном шоу Валентино Гаравани сезона весна/лето. К овациям присоединяются Наоми Кэмпбелл, Клаудия Шиффер и Ева Герцигова — топ-модели, закрывающие финальный показ кутюрье в фирменных красных платьях Valentino. Спустя 45 лет работы над собственным брендом Валентино решает покинуть должность и передать бразды правления новоиспеченному дизайнерскому тандему — Марии Грации Кьюри и Пьерпаоло Пиччоли.

Дуэту достался уже знаменитый модный дом, история которого началась в 1960 году в Риме, на родине Валентино Клименте Людовико Гаравани. Еще будучи мальчишкой, Гаравани грезил модой и все свободное время проводил за рисованием эскизов. Первый опыт шитья и кроя он тоже получил в раннем возрасте — практикуясь подмастерьем у соседской портнихи в родном ломбардском городке Вогера. Родители поощряли стремление сына, поэтому отправили его учиться на курс дизайна в миланскую Академию искусств, а затем продолжить образование в Париже, в Школе изящных искусств и Палате высокой моды.

Будучи студентом, Валентино работает у Жана Дессе, где трудится практически круглосуточно: ночью оформляет витрины ателье, а днем отрисовывает эскизы нарядов для графини и светской тусовщицы Жаклин де Рибе. Одаренный студент участвует также в конкурсе от Международного секретариата по шерсти и полуает первую премию, как в свое время Ив Сен-Лоран и Карл Лагерфельд. В качестве награды Валентино стажируется в течение двух лет у Ги Лароша. После выпуска начинающий дизайнер мечтает работать с Кристобалем Баленсиагой, но мэтр отклоняет его кандидатуру (как, впрочем, и многих других молодых дарований).

Код — красный: История модного дома Valentino (фото 1)

Валентино Гававани и  Джанкарло Джаметти (1982)

Тогда Валентино решает вернуться в Италию и открыть свое первое ателье в Риме. Хотя само определение "ателье" неточно описывает концепцию Гаравани, который хочет создавать только высокую моду. Спустя год "стартап" Валентино находится на грани банкротства: дизайнер тратит огромные суммы на материалы и производство, но получает небольшую прибыль. На помощь ему приходит второкурсник архитектурной школы Джанкарло Джаметти.

Они познакомились случайно: разговорились в римском Café de Paris, а затем Джаметти подвез Валентино домой. Спустя 10 дней они снова внезапно встретились на отдыхе на Капри — и у них завязался роман. Вернувшись после отпуска, Джаметти решает забросить учебу и стать не только любовным, но и деловым партнером Валентино. Джаметти берет на себя все финансовые и технические вопросы, связанные с бизнесом, оставляя дизайнеру возможность заниматься только творчеством. Триумф такого союза не заставил себя ждать.

Код — красный: История модного дома Valentino (фото 2)

В 1962 году Валентино показывает свою первую коллекцию во флорентийском Палаццо Питти. Его женственные, облегающие силуэты, длинные юбки и роскошные вечерние красные и черные платья с тонной ручной работы (ручные вышивки, кружево и цветочные аппликации) покоряют не только клиентов, но байеров и прессу — его называют восходящей звездой, пророчат большое будущее. "Я знаю, чего хотят женщины: они хотят быть красивыми", — заявил дизайнер.

Год спустя, в 1963-м, вещи дизайна Валентино начала носить Жаклин Кеннеди. Имя дизайнера на то время первая леди узнала случайно, при знакомстве с Глорией Шифф (сестрой-близнецом Консуэло Креспи — итальянского редактора американского издания Vogue) - редактор пришла на встречу в платье из черной органзы и кружева Valentino. Джеки так понравился образ, что она узнала имя дизайнера. Вскоре после этого убили ее мужа Джона Кеннеди, и Жаклин заказала дизайнеру черный наряд для похорон и небольшой гардероб из 6 комплектов в черно-белой гамме, который носила в период траура.

Код — красный: История модного дома Valentino (фото 3)

Жаклин стала не только клиенткой бренда, но и близкой подругой Гаравани. "Джеки Кеннеди была фантастической музой для меня, — рассказывает Валентино в одном из своих интервью. — А еще Диана Вриланд. Мы называли ее китайской императрицей, потому что она любила Китай и красный цвет. Она была самой важной женщиной того времени. Я многому у нее научился". 

В 1968-м году Валентино представит полностью белую коллекцию Sfilata Bianca в здании музея американского искусства Уитни. Она станет революционной в истории бренда - дизайнер впервые задействует логотип V в качестве декоративного элемента. После показа журналисты окрестили Валентино "шейхом шика".

Одно из белых платьев из коллекции Sfilata Bianca стало свадебным для Джеки - в том же году она второй раз вышла замуж за греческого миллиардера Аристотеля Онассиса.

Код — красный: История модного дома Valentino (фото 4)

Коллекция Sfilata Bianca в журнале Vogue (1968), фотограф — Генри Кларк, показ Valentino (1964) 

Свой первый магазин, площадью более 500 метров квадратных, Valentino откроют в Нью-Йорке, на Мэдисон-авеню, в 1970-м. В постотчете с открытия издание The New York Times написало, что помещение едва ли вместило всех приглашенных гостей, среди которых также были Диана Вриланд и Энди Уорхол.

Код — красный: История модного дома Valentino (фото 5)

Валентино Гаравани и Диана Вриланд 

Валентино всегда любил шумные и масштабные вечеринки, балы, а также званые обеды с традиционной сервировкой стола. "Самый старший по возрасту человек, особенно если это леди, должен сидеть справа от вас, — рассказывал Валентино в интервью New York Magazine в 2014 году. — Далее гостей следует рассадить по значимости. Никогда не сажать мужа с женой рядом или даже за один стол, если это возможно". Огромное внимание дизайнер уделяет декору, цветочным композициям на столе и посуде — в его частной коллекции более 100 китайских сервизов, датируемых 1930-ми годами. 

По случаю тридцатилетнего юбилея своей карьеры (в 1991 году) Валентино устроил на вилле Медичи один из самых пышных приемов в истории модной индустрии. Справа от него сидела Элизабет Тейлор.

Гаравани нравятся эксперименты и новаторские решения.  Среди итальянских дизайнеров, он первый запустил линию и сеть магазинов прет-а-порте, а также начал разрабатывать не только одежду и аксессуары, а еще и предметы интерьера класса люкс: плитку, обои, текстиль и мебель. В 1978 году этот список пополнился производством парфюмов. Лицом первого аромата Valentino for Valentino стал балетный танцор Михаил Барышников, который впервые представил аромат после премьеры "Пиковой дамы" в Театре на Елисейских Полях.

Код — красный: История модного дома Valentino (фото 6)

Валентино резко критиковал 1980-е (даже свои собственные модели того времени): дизайнеру не нравились тренды и силуэты. "Я ненавидел платья 80-х: в них не было пропорций, с этими широченными плечами и неприлегающим силуэтом. Они все были просто ужасные, ужасные!" — вспоминает дизайнер. В течение всей карьеры Валентино черпал вдохновение в моде 1940-х, 50-х и 60-х. 

Долгое время дизайнер отказывался от топ-моделей или знаменитых актрис на подиуме во время показов в рамках недели высокой моды в Париже (Valentino значились в основном расписании с 1975 года). Дизайнер пропагандировал в первую очередь одежду и не хотел, чтобы кто-то отвлекал внимание зрителей от коллекции. Все свое внимание он уделял художественным решениям, работе с облегченным кроем кутюрных платьев (в которых женщина должна себя чувствовать так же комфортно, как в "ночной сорочке") и работе с цветом. "Красный — самый лучший цвет. Он подходит любой женщине, просто нужно помнить, что существует более 30 разных оттенков красного. Жизнь, смерть, страсть, лучший способ покончить с тоской — вот что такое красный. От женщины в красном нельзя оторвать взгляда", — расскажет в одном из своих интервью дизайнер. Валентино полюбил этот цвет еще в молодости, когда впервые попал на постановку "Кармен" в оперном театре Барселоны. Все костюмы и декорации к постановке были выдержаны в разных оттенках красного.

В начале 1990-х его любимицей станет темнокожая топ-модель Наоми Кэмпбелл. "Когда мы познакомились, она уже была Наоми — тяжелым, испорченным ребенком, — рассказывал Валентино. — Она опаздывала на съемки, выбирала, что хочет надеть, и всегда просилась открывать или закрывать показ". Наоми стала также звездой нескольких рекламных кампаний бренда.

Код — красный: История модного дома Valentino (фото 7)

В 1990 году рядом со штаб-квартирой модного дома в Риме откроется Академия Valentino — пространство, где будут проходить показы дизайнера, арт-выставки и культурные мероприятия. Еще год спустя Гаравани и Джаметти решают, что вся прибыль, полученная с проведенных мероприятий, будет перечисляться в основанный ими фонд L.I.F.E, направленный на борьбу со СПИДом. Создать фонд тандему предложила Элизабет Тейлор, близкая подруга Валентино. Актриса поверила в талант дизайнера с самого начала. "Мы познакомились в Риме в 1960-м, во время съемок фильма "Клеопатра", — вспоминает Тейлор. — Я стала одной из его первых клиенток. С тех пор я ношу его одежду в обычной жизни. Я попалась — его одежда как наркотик!" В том же 1991 году Тейлор вышла замуж в восьмой раз — за дальнобойщика Ларри Фортенски, на вилле Майкла Джексона. Свадебное платье для невесты придумал и создал Валентино.

Код — красный: История модного дома Valentino (фото 8)

Обложка журнала People: Майкл Джексон, Элизабет Тейлор и Ларри Фортенски

В 1998 году партнеры продают свой бизнес итальянскому конгломерату HDP Group за $ 300 миллионов, а четыре года спустя его на треть дешевле выкупают Marzotto Apparel. При этом, несмотря на смену владельцев, Валентино продолжает создавать коллекции вплоть до выхода на пенсию в 2008 году. Затем марка будет принадлежать инвестиционной компании Permira и катарской корпорации Mayhoola. Последняя передала бразды правления Маттео Марзотто — предпринимателю с железной деловой хваткой. Именно он спас марку от краха после экономической рецессии в начале 2000-х и помог найти баланс между основными кодами модного дома и современными тенденциями, тем самым значительно увеличив продажи сезонных коллекций. 

В 2003 году Марзотто предложил Марии Грации Кьюри и Пьерпаоло Пиччоли возглавить линию RED Valentino, которую сам Валентино основал в середине 60-х годов. Три буквы в названии второй линии бренда расшифровываются как Romantic, Eccentric and Dressing ("Романтичный, эксцентричный и хорошо одетый"). RED предназначается для экспериментаторов в возрасте от 18 до 30 лет. После ухода Валентино дизайнерский дуэт стал также успешно работать над основными кутюрными и прет-а-порте-коллекциями Valentino. Дизайнеры продолжали использовать знаковые для модного дома коды: красный, кружева и вышивки, — но вместе с тем привнесли свой авторский почерк в коллекции: упростили линии кроя, минимизировали количество аксессуаров и добавили практичные детали (к примеру, карманы в вечерние платья в пол). Они также запустили мужскую линию бренда.

Об успехе их работы свидетельствовали высокий уровень продаж и восторженные отзывы фэшн-критиков после каждого показа. Несмотря на рост популярности уличной и хайповой моды, их коллекции оставались воздушными, женственными и благородными. Они выдерживали образ "женщины Valentino", роскошной и изящной, до мельчайших деталей.

Код — красный: История модного дома Valentino (фото 9)

В 2016-м дизайнерский дуэт распался: Мария Грация Кьюри заняла пост креативного директора в Dior — и руководить маркой остался единолично Пьерпаоло. Под его началом Valentino стали кардинально новым и ультрамодным брендом (в то время как Кьюри в Dior постоянно подвергается жесткой критике за свои "похожие один в один" ультрафеминистические коллекции).

Дизайнер начал использовать ранее не задействованные приемы, следуя модным тенденциям: к примеру, элементы спортивной одежды, наноматериалы и ткани, а также принты. "Каждая коллекция рождается из настоящего момента, который я проживаю", — говорит Пиччоли в одном из своих интервью. Следующую коллекцию Valentino сезона весна/лето — 2019, созданную Пьерпаоло, мы увидим уже в середине сентября в рамках недели моды в Париже.

Вещи из коллекции Valentino и RED Valentino можно купить в киевском ЦУМ

 

Читайте также: Энциклопедия: Что придумала Диана фон Фюрстенберг?

  • Фото:
    REX/Shutterstock,
    Courtesy of Vogue / Henry Clarke

Оставьте комментарий

Загрузить еще