Поиск

Есть мнение: Как реформировать уроки физкультуры в школе так, чтобы дети их полюбили

Есть мнение: Как реформировать уроки физкультуры в школе так, чтобы дети их полюбили

Рассуждает президент Parimatch Foundation

Текст: Buro 24/7


Екатерина Белорусская о том, какая физра нужна поколению Z

Современные уроки физкультуры – это зеркальное отражение тех уроков, которые проводили еще 20 лет назад, хотя время уже успело шагнуть далеко вперед. Сейчас это классическая для многих школ физическая культура без инвентаря, раздевалок и с гендерным делением на "мальчики играют в футбол, а девочки – в волейбол". Учителя не всегда понимают, что поколению Z нужны не кнут и пряник, а умение разговаривать и быть для ребенка примером, так называемые "софт скилз".

Урок физкультуры практически не изменился с того момента, как я окончила школу. Его как недооценивали, так и недооценивают. Я сама, будучи младше, не понимала его важности и избегала этого урока всеми возможными способами. Я выросла и теперь хочу поменять то, что не устраивало меня в детстве.

Есть мнение: Как реформировать уроки физкультуры в школе так, чтобы дети их полюбили (фото 1)

Вот зачем всем прыгать через козла? Я слышала не одну историю, когда девочки не могли сделать это упражнение из-за банального стеснения. Часто преподаватели не обращают внимания на эти тонкие психологические моменты – могут накричать, пристыдить, заставить выполнять упражнение либо же влепить двойку. Подростковый возраст, во время которого дети замечают изменения в своем теле и остро на них реагируют, требует бережного педагогического отношения. Как девочкам, так и мальчикам необходимы чуткость, понимание и поддержка со стороны взрослого.

В этом деле лучшие помощники преподавателя – это "софт скилз" (в переводе с английского – "гибкие навыки"), благодаря которым он сможет без проблем коммуницировать с детьми, помогать им словесно и быть для них настоящим наставником. В нашем бесплатном онлайн-курсе для преподавателей физкультуры "Нова фізична культура" о "софт скилз" эксперты создали отдельный блок материалов, который дополнит знания учителя. В нынешнее время нужно быть не только сильным физически, но и гибким в общении, особенно с детьми.

Есть мнение: Как реформировать уроки физкультуры в школе так, чтобы дети их полюбили (фото 2)

Вне школы я всегда занималась спортом: ходила на танцы с 1-го по 7-й класс, потом на большой теннис и уже в старших классах – на фитнес. Группу по этому виду спорта, кстати, тогда организовали моя учительница физкультуры и классный руководитель, но занятия были предназначены для взрослых, а не учеников. Я попала только потому, что туда ходила мама. Тогда, конечно, я не задумывалась, почему же нам не дадут похожую программу на уроке физкультуры, а сейчас, когда я начала заниматься этой проблемой, вопросы появились. Ведь возможности для проведения занятий по-новому были. Видимо, тогда еще было не время для инноваций в сфере образования.

Из-за этого физкультура мне казалась очень неинтересной и бесполезной. У нас не проходили школьные или межшкольные соревнования, мы не могли выбрать интересующие нас виды спорта. Все было очень просто: мальчики играют в футбол, а девочки отсиживаются на лавочке и сплетничают. Раз в семестр нужно было как-то сдать нормативы, а они часто не подходили под наши физические возможности. Забавный парадокс, ведь спортом я занималась с удовольствием.

Физкультуре как образовательной дисциплине и сейчас уделяют очень мало внимания на фоне остальных предметов – и со стороны структур, отвечающих за образование, и со стороны администрации школы, и со стороны родителей. Соответственно, ноль изменений и инноваций. Дело даже не всегда в отсутствии качественной инфраструктуры и инвентаря (хотя и это тоже), а чаще в том, что педагоги не хотят или не имеют возможности развиваться и самостоятельно привносить новые подходы и методики. В принципе, очевидно из-за чего: низкий уровень заработной платы, непопулярность профессии в последнее время, отсутствие гибкости в образовательной системе.

Современные дети не согласны со всем мириться молча. Они осознают, что могут сказать "нет" и не заниматься тем, что им не нравится. Может, эта черта нынешнего поколения и страшит их консервативных родителей и бабушек с дедушками, но это дух свободы, который непременно приведет к чему-то хорошему. Это очень правильный подход – не тратить свое время на пустые занятия, будь то даже стандартизированный урок физкультуры.

Есть мнение: Как реформировать уроки физкультуры в школе так, чтобы дети их полюбили (фото 3)

Чтобы заинтересовать современного ребенка, не нужно запрещать, отчитывать и наказывать – нужно дружески, непринужденно показать, как правильно. Вот, смотри, у нас есть разные виды спорта: баскетбол, большой теннис, чирлидинг. Ты можешь выбрать любой, формировать свои навыки и соревноваться с одноклассниками. И тебе не обязательно делать это весь год – ты можешь бросать, чередовать и начинать что-то новое, если надоест. Не всем детям нравится играть в волейбол на физкультуре. Если дать им выбор, у них загорятся глаза и щеки от чувства, что кто-то из них может победить в этой партии любимой игры.

Какие изменения в уроках физкультуры помогут ребенку ее полюбить? В первую очередь нужно поднять авторитет учителя физкультуры. От преподавателя зависят, в принципе, весь урок и настроение класса. Я знаю, что дети часто испытывают восхищение учителем, который любит свою работу и пытается дать максимум. Он не будет сидеть в подсобке и заполнять журнал, пока кто-то нарушает правила во время игры в волейбол. Это тот учитель, который захочет пораньше вывести детей поиграть на свежем воздухе, предложит куда-то сходить с оздоровительной целью и войдет в положение ученика, даже если тот его ни о чем не просил. Для этого нужно быть не только профессионалом своего дела, но и немного психологом, причем современным.

Настоящий учитель не только учит всю жизнь, но и учится сам. В ряде европейских стран существуют курсы повышения квалификации исключительно для учителей физического воспитания. Их цель – повышение качества обучения, изучение современных тенденций и подходов к физическому воспитанию школьника, ознакомление с новыми педагогическими технологиями, методиками преподавания, изучение стратегий, мотивирующих школьников к занятиям физической культурой и спортом. На Кипре, например, общенациональные семинары и курсы повышения квалификации проводятся два раза в год, наряду с ежегодными двухдневными курсами, которые проходят между школьными семестрами. Интересная практика существует в Японии, где физическому воспитанию в школах уделяют много внимания, потому что здоровье граждан – часть национальной идеи. Там учитель физкультуры умеет не только правильно бегать и прыгать, а еще имеет медицинское образование. Это то, чего не хватает Украине. Такое ощущение, что физкультура – предмет, который не очень-то и нужен нашей системе образования, несмотря на все его достоинства. С введением курса "Нова фізична культура" мы стараемся исправить сложившуюся ситуацию, но пока что этого мало.

Есть мнение: Как реформировать уроки физкультуры в школе так, чтобы дети их полюбили (фото 4)

Также популярность урока физической культуры среди школьников лежит в "геймификации". Игровой формат – это всегда интересно и не скучно, если сделано с умом. Взрослые ходят в специальные квест-румы, чтобы в игровой форме испытать мышцы и мозг. То же самое можно делать и для школьников – совмещать физические задания с интеллектуальными.

Соревнования между классами или школами и подготовка к ним – это тоже хороший инструмент для сплочения детей и вовлечения их в физическую активность. Даже те, кого не сильно интересует спорт, захотят поболеть за честь своего класса или школы.

И самое простое, что можно сделать для того, чтобы дети полюбили физкультуру, – слушать их. Если ребенок жалуется и не хочет идти, спросите почему. Вынесите этот вопрос на обсуждение в классе. Может, все дети хотят попробовать поиграть на уроке во что-то новое? Или не делать определенное упражнение? Танцевать, а не бегать с футбольным мячом?

Ключ к пониманию детей – это обычный разговор. С помощью этого инструмента любой предмет станет интересным. И физкультура в том числе.

 

Смотрите также: Що таке кенгу-джампінг і чому його варто спробувати.

 

Оставьте комментарий

Больше