Поиск

Канны – 2019: Смотрите лучшие фильмы, показанные на фестивале

Канны – 2019: Смотрите лучшие фильмы, показанные на фестивале

Драмы, комедии и даже мультфильм

Текст: Buro 24/7


Главред BURO, посмотревший более 40 фильмов в Каннах, называет 13 самых крутых

"Паразиты" (Parasite)

Канны – 2019: Смотрите лучшие фильмы, показанные на фестивале (фото 1)

Парень из бедной, но неунывающей сеульской семьи, живущей в трущобе в полуподвале, получает работу репетитора английского у богатых идиотов. Их младшему ребенку нужен арт-терапевт – парень устраивает на эту должность свою сестру. Постепенно вся семья хитроумных жуликов оказывается на зарплате у богачей, которые рано или поздно обязаны раскусить их заговор (но не раскусят).

"Паразиты” корейского виртуоза Пон Чжун Хо – фильм о высокомерии людей с деньгами и о том, как быстро деньги развращают тех, у кого их нет. И у "Паразитов" есть все, что отличает великое кино от проходного. Умение говорить на важные темы так увлекательно и остроумно, что заливисто хохочут даже высоколобые кинокритики в Каннах. Сюжетные повороты, которые невозможно предсказать. Наконец, грандиозная амбиция зрелого автора, ранее снявшего детектив “Воспоминания об убийстве”, фильм-катастрофу “Вторжение динозавра”, пронзительную драму “Мать” и развлекательный блокбастер для Netflix “Окча”, сделать и показать то, что никто еще не делал.

 

"Я потеряла свое тело" (J’ai perdu mon corps)

Канны – 2019: Смотрите лучшие фильмы, показанные на фестивале (фото 2)

Классный французский мультфильм о руке (а точнее – о кисти), путешествующей по Парижу в поисках своего юного хозяина, который влюбился в девочку из библиотеки. “Я потеряла свое тело” Жереми Клапена получил главный приз в программе “Неделя критики”.

 

"Озеро диких гусей" (The Wild Goose Lake)

Канны – 2019: Смотрите лучшие фильмы, показанные на фестивале (фото 3)

Гангстерская драма титулованного китайца Диао Йинаня, которая сразу же получила печать качества, когда на премьеру пришел Квентин Тарантино с женой.

Два клана одной бандитской семьи ссорятся из-за территорий влияния на тренинге для жуликов, ворующих мопеды. Во время разборок глава одного из кланов случайно убивает полицейского, так что охоту на его голову открывают и копы, и гангстеры, а единственной союзницей становится проститутка с зонтиком от солнца. Большая часть действия разворачивается ночью под дождем, также в фильме есть удивительная сцена с убийством зонтом (правда, другим) – в жанре сумрачного арт-боевика давно не происходило ничего интереснее.

 

"Боль и слава" (Pain and Glory)

Канны – 2019: Смотрите лучшие фильмы, показанные на фестивале (фото 4)

 

В этом сентябре испанцу Педро Альмодовару немыслимым образом исполнится 70, и в своем новом фильме “Боль и слава” он с легким вздохом оглядывается в прошлое. Его главный герой – снова кинорежиссер и в некоторой степени альтер эго Альмодовара.

В детстве Сальвадор (Антонио Бандерас) пел в церковном хоре, и за это оценки по остальным предметам ему ставили автоматом. Он выучил географию, когда начал ездить по миру со своими фильмами, и узнал анатомию, когда начало сдавать его здоровье. У Сальвадора больные колени и спина, депрессия, мигрени, а еще он в любой момент может подавиться и задохнуться. Встретившись с актером, которого он поклялся ненавидеть до конца своих дней еще 30 лет назад, герой между делом открывает для себя героин.

Грубо говоря, “Боль и слава” – кино о психосоматике, и Альмодовар предлагает искать причины всех бед среди непрощенных обид.

Простите и отпустите – советует Альмодовар в "Боли и славе". С высоты времени все то, что злило, возмущало и лишало сна, выглядит мелким и незначительным. Разбитое сердце тихо ноет, но уже не болит, баллада Чавелы Варгас больше не вызывает слёз, а из воспоминаний детства остается только утро, когда мама пела с соседками, стирая в реке постельное белье.

"Кино моего детства пахнет мочой и жасмином", – несколько раз повторит главный герой. Умение уникальным образом сочетать прекрасное и ужасное – то, в чем у Альмодовара нет равных. То, почему он остается единственным в своем роде, а при встрече его хочется в первую очередь обнять.

Читайте нашу подробную рецензию на фильм.

В украинском прокате "Боль и слава" с 13 июня.

 

"Диего Марадона" (Diego Maradona)

Канны – 2019: Смотрите лучшие фильмы, показанные на фестивале (фото 5)

Обаятельное документальное кино о футболисте Марадоне, снятое Азифом Кападиа, который получил “Оскар" за "Эми" о певице Эми Уайнхаус.

В фильме вообще нет "говорящих голов", он смонтирован из утерянной телехроники 1980-х, а голоса героев звучат за кадром.

Напомним, что в 1984 году Марадона приезжает играть за "Наполи" в самый бедный город Старого Света, делает клуб чемпионом Европы, обретает статус божества ("Вы не знаете, что вы пропустили" – пишут на стене неапольского кладбища  после победы команды в "Серии А"), подсаживается на кокаин, связывается с мафией и становится врагом государства, когда забивает пенальти в ворота Италии в составе сборной Аргентины.

Не нужно любить футбол, чтобы увлечься этим фильмом и его героем – обаятельным парнем из трущоб Буэнос-Айреса, на десять процентов – мошенником, на девяносто процентов – гением.

 

"Восхождение" (The Climb)

Канны – 2019: Смотрите лучшие фильмы, показанные на фестивале (фото 6)

Лучшая комедия фестиваля о двух хороших друзьях, один из которых переспал с невестой второго и рассказал ему об этом накануне свадьбы во время велотура по Франции.

Старинные приятели Кайл Марвин и Майкл Анжело Ковино вместе написали честное и изобретательное кино о мужской дружбе с ее не очень здоровой конкуренцией и сыграли главные роли. Ближе к финалу вдруг ни с того, ни с сего звучит украинская песня “Ніч така місячна” в исполнении трио с баяном, гитарой и скрипкой.

 

"Портрет девушки в огне" (Portrait de la jeune fille en feu)

Канны – 2019: Смотрите лучшие фильмы, показанные на фестивале (фото 7)

Феминистская драма Селин Скьяммы о бедной аристократке Элоиз (Адель Энель), которая не хочет замуж за неизвестного мужчину из Милана, и художнице Марианне (Ноэми Мерлан), которая должна тайком нарисовать портрет будущей невесты. Марианна так пристально вглядывается в лицо Элоиз, что девушки оказываются вместе в постели.

Эту костюмированную драму с интимными сценами на белых простынях у камина хочется хвалить, но больше за идеологическую составляющую, чем как выдающееся произведение. Мало кто знает, что единственный шанс для женщины XVIII века услышать нецерковную музыку – это выйти за незнакомца из большого города. Что женщина могла предпочесть замужеству самоубийство. Что женщина нужна была только для деторождения и больше ни для чего.

 

"Маяк" (The Lighthouse)

Канны – 2019: Смотрите лучшие фильмы, показанные на фестивале (фото 8)

Лучший эстетский хоррор года.

Молодой помощник смотрителя маяка (Роберт Паттинсон) застревает со своим начальником-демоном (Уиллем Дефо) на скале посреди бушующего моря. Начальник заставляет его с собой бухать по ночам и не пускает к главному фонарю, а сам закрывается наверху, раздевается догола и делает там такое, что лучше никому не знать. Предыдущий помощник сошел с ума и умер, потому что это худшее место, чтобы сбежать от своих кошмаров, и идеальное, чтобы буйно помешаться.

Это герметичная пугающая пьеса на двоих (при этом в маленькой, но важной роли русалки появляется украинская модель Валерия Караман), снятая на 32-миллиметровую черно-белую пленку. Сперва самое жуткое впечатление производят чайки, в которых живут души погибших моряков, а потом страшно хохочущая чернота начинает наперегонки лезть из обоих персонажей и выплескиваться в зал.

Если Дефо за эту роль в следующем году не номинируют на "Оскар", справедливости в мире нет, так и запишите.

 

"Извините, мы вас не застали" (Sorry We Missed You)

Канны – 2019: Смотрите лучшие фильмы, показанные на фестивале (фото 9)

Кен Лоуч, всю свою карьеру снимающий кино о социальной несправедливости, представил в Каннах свой лучший фильм за последние 10 лет.

"Извините, мы вас не застали" (Sorry We Missed You) – еще одна драма о том, как современная экономика раздавливает человека. В словосочетании "еще одна драма" можно усмотреть какое-то пренебрежение, но на самом деле справедливая убежденность Кена Лоуча в том, что истории рабочего класса должны быть услышаны, вызывает уважение и восхищение.

С момента, когда главный герой (примерный муж, отец умницы дочки и сына-граффитчика, болельщик "Ман Сити") берет фургон в кредит и вынуждает жену, ухаживающую за стариками, продать ее машину, сразу понимаешь, что все пойдет не так.

"Ты не работаешь на нас, ты работаешь с нами. Ты не получаешь зарплату, ты получаешь гонорары", – сообщают ему в службе доставки, куда он устраивается на ненормированный рабочий день.

Не перегибая палку с трагедией, как в своей предыдущей работе "Я, Дэниел Блейк", получившей "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах три года назад, Лоуч делает родными четырех простых людей, которых вы впервые увидели всего час с лишним назад.

 

"Свистуны" (La Gomera)

Канны – 2019: Смотрите лучшие фильмы, показанные на фестивале (фото 10)

Шпионский комедийный детектив румына Корнелиу Порумбою стал главным киноманским счастьем конкурсной программы. Пересказать сюжет невозможно, но, если коротко, коррумпированный инспектор полиции приезжает на Канары, чтобы научиться у местных бандитов фигурному свисту, который поможет ему вызволить из тюрьмы наркодилера. Также в фильме появляются валютная проститутка с пистолетом, камеры слежения в зеркалах, картине и иконе, лобовая цитата из “Психо” Хичкока, финальная разборка на заброшенной съемочной площадке и еще много прекрасного.

К сожалению, за такое в Каннах никогда не дают призы.

 

"Дылда" (Beanpole)

Канны – 2019: Смотрите лучшие фильмы, показанные на фестивале (фото 11)

Драма молодого русского режиссера Кантемира Балагова.

Две подруги в коммуналке в послевоенном Ленинграде: вернувшаяся с фронта зенитчица Маша и контуженная медсестра Ия по кличке Дылда, которая не уберегла маленького Машиного сына. Впереди у девушек – тревожное мирное время среди искалеченных войной людей. Некоторые из них не видят смысла дальше жить, но Маша (блистательная актриса Василиса Перелыгина) – не такая. Она хочет нового ребенка и готова ради этого на все, даже написать донос в НКВД.

"Дылду" номинировали на Queer Palm, специальный приз для фильмов, которые поднимают ЛГБТ-темы. И главные героини действительно становятся так близки, что между ними начинают лететь искры, когда у Маши появляется ухажер из непростой семьи, удивительно похожий на Путина.

 

"Фрэнки" (Frankie)

Канны – 2019: Смотрите лучшие фильмы, показанные на фестивале (фото 12)

Нежнейшая трагикомедия об актрисе, которая собирает на курорте в Португалии всех своих родных: нынешнего и бывшего мужей, биологических и приемных детей и даже подружку для своего сына. У актрисы осталось мало времени, и она хочет закончить все дела.

Пока настоящему Вуди Аллену не дают снимать фильмы, американский инди-режиссер Айра Сакс может стать его временной заменой. В отличие от знаменитого нью-йоркского невротика, Сакс не говорит о Боге и судьбе, и вообще тут гораздо меньше текста, чем у Вуди. Это деликатное кино о горечи и радости расставания (у каждого из персонажей есть история на эту тему), разыгранное блистательным актерским составом, который возглавляет гранд-дама французского кино Изабель Юппер. На начальных титрах ее героиня раздевается до купальника, решительно скидывает верх и прыгает в гостиничный бассейн, точно показывая, кто в этой истории главный.

 

"Домой" (Evge)

Канны – 2019: Смотрите лучшие фильмы, показанные на фестивале (фото 13)

В киевском морге крымскому татарину Мустафе (Ахтем Сейтаблаев) выдают тело его старшего сына, погибшего в зоне АТО. В его смерти Мустафа винит девушку из захламленной квартиры с православными иконами на стене. Он забирает у нее Коран (“книга на арабском в чехле”) и вместе с младшим сыном-студентом Алимом (Ремзи Билялов) отправляется в сторону Крыма. Алим думает, что уедет максимум на неделю, строгий и набожный Мустафа уверен, что они уезжают навсегда.

“Домой” (Evge) – это маленький фильм с высоким чувством собственного достоинства, роуд-муви, противопоставляющее суровую традицию и бесшабашную юность, долгую память отца и уверенность сына, что жизнь начинается с чистого листа.

Это неидеальное кино, у которого местами хромает драматургия (все тот же рюкзак, украденный сельским бычьем, внезапно возвращается к героям невредимым, и даже с деньгами), но было бы странно ждать от дебютанта идеала. Вольно или невольно режиссер Нариман Алиев, ранее снявший несколько короткометражек со своими родственниками и взявший на одну из главных ролей в “Домой” своего двоюродного брата Ремзи, посвящает этот фильм своим дедам, прадедам и тем, кто родится уже после.  Его картина еще раз заставляет говорить о стойкости и благородстве крымских татар, во второй раз за 70 лет теряющих свою родину. "Домой" можно трактовать как тихий политический манифест, а можно смотреть как драму о двух родных людях в одной машине и на крупных планах удивляться тому, какое же у актера Ремзи Билялова интересное ухо.

Читайте нашу подробную рецензию на фильм.

 

Смотрите также: amfAR – 2019: Звезды на благотворительном гала-ужине в Каннах.

Оставьте комментарий

Больше