Поиск

От Marine Serre до коллекций 90-х годов: 7 раз, когда мода предвидела апокалипсис

От Marine Serre до коллекций 90-х годов: 7 раз, когда мода предвидела апокалипсис

В духе времени

Текст: Buro 24/7


История антиутопической моды

Пока весь мир погружен в панику вокруг коронавируса, а наши дома стали вынужденным убежищем от пандемии, тема апокалипсиса находит отклик в сердцах не меньше, чем успокоительные новости о разработке вакцины или окончании карантина в обозримом (а может, и нет) будущем.

Мода остро реагирует на социальные и политические изменения, отражая настроения общества не хуже социологических опросов. И когда весь мир погружается в хаос (а процесс этот начался задолго до угрозы пандемии), мода, как и другие социально-культурные феномены, дает свой ответ на происходящее.

Сейчас, сидя в четырех стенах и жертвуя прошлой жизнью ради безопасного будущего, мы идеализируем "прежнюю" жизнь. Но если вспомнить события начала 2020 года, с климатическим кризисом, угрозой третьей мировой войны, взрывом популизма и надвигающейся пандемией, картина становится не такой радужной. Об этом дизайнеры говорят не первый сезон, одевая моделей в респираторы, платья из остатков ткани и технологичные костюмы, в которых было бы комфортно пережить апокалипсис.

У антиутопических книг, фильмов и коллекций есть полезное свойство: они показывают все возможные сценарии апокалипсиса. От мировой диктатуры, как в нашумевшем романе "1984" Джорджа Оруэлла, до непредвиденного конца света, как в "Меланхолии" Ларса фон Триера. Что бы ни произошло в этом мире, мы примерно знаем, как нужно или не нужно действовать.

В моде за антиутопию отвечают Balenciaga, Marine Serre и, как ни удивительно, Calvin Klein. Рассказываем о семи коллекциях в истории моды, предвидевших апокалипсис.

Balenciaga осень/зима 2020

Коллекция Balenciaga осень/зима  2020 стала символом новой эпохи, за началом которой мы сейчас наблюдаем. Демна Гвасалия инсценировал апокалипсис как раз в то время, когда мир погружался в панику. Он затопил подиум водой, а на потолке транслировал видео с массовым потопом, пожаром и другими способами стереть человечество с лица Земли.

Модели, больше напоминающие участников сатанического культа, ходили по воде в черных кожаных плащах и платьях прямого кроя, напоминающих рясы священников. Красные линзы на глазах и острые края жакетов сделали из них живое воплощение иллюстраций к "Аду" Данте Алигьери.

Показ Balenciaga стал точкой отсчета всеобщей паники  последовавшей, конечно, за показом Giorgio Armani, прошедшим за закрытыми дверьми.

Giorgio Armani осень/зима 2020

Джорджио Армани провел показ без зрителей, чтобы не подвергать гостей опасности. Шаги моделей сопровождались эхо в пустом помещении, где присутствовали только фотографы.

Угроза коронавируса даже тогда казалась далекой  решение Армани называли лишней мерой предосторожности и пиар-ходом.

Сейчас же в нем видят будущее. Пока недели моды отменяют, модные дома останавливают свои производства, а сентябрьский сезон остается под вопросом. Мода адаптируется под требования современности.

Шанхай провел первую виртуальную неделю моды, i-D и Vogue Italia проводят съемки по Facetime, а дизайнеры осваивают виртуальную реальность. Показ Giorgio Armani, каким бы пугающе апокалиптическим он ни был, ознаменовал начало новой главы в истории моды.

Calvin Klein осень/зима 2018

Как выглядит апокалипсис по мнению Рафа Симонса? Земля усыпана попкорном, на заброшенных амбарах нарисованы работы Энди Уорхола, а с потолка свисают скульптуры художника Стерлинга Руби.

Люди после конца света носят спецодежду: оранжевые жакеты со светоотражающими элементами, напоминающие форму пожарных, защитные перчатки и вязаные балаклавы. Платья из фольги и резиновые сапоги выше колена намекают на смерть модной индустрии после апокалипсиса. В коллекцию Calvin Klein вошли даже Mylar survival blankets  согревающие покрывала, которые выдают людям, пострадавшим от теракта, катастрофы или других бедствий.

Как и в других коллекциях Calvin Klein, Раф исследовал американскую идентичность. Коллекцию осень/зима  2018 он посвятил теме безопасности и технологического прогресса: от первых полетов на Луну в 1960-х до разработки искусственного интеллекта в 21 веке.

Безопасность  тема, которая в эпоху пандемии коронавируса особенно откликается современному обществу. Одним из вдохновений коллекции Раф назвал фильм Тодда Хейнса "Безопасность", снятый в 1995 году. Джулианна Мур в нем играет домохозяйку из Калифорнии: она страдает неизвестной болезнью, причина которой  ухудшение состояния окружающей среды.

Раф, как и другие дизайнеры, прогнозировал климатическую катастрофу или природные катаклизмы, но никак не вирус. Как бы там ни было, коллекция учит нас одному: если и встречать апокалипсис, то с коробкой попкорна в руках.

Jean Paul Gaultier осень/зима  1995

Показ, которому на днях исполнилось 25 лет, американский Vogue окрестил "лучшим шоу за всю историю моды". В нем Жан-Поль Готье предвидел будущее: в коллекции появились защитные маски, кожаные костюмы, напоминающие спецодежду, и вышивка, созданная с помощью компьютерных чипов.

"В Японии, если вы соблюдаете правила этики, нужно носить маску во время болезни, чтобы не заражать окружающих,  рассказывает дизайнер, который решил создать свою версию масок.  В моей коллекции они подчеркивают форму лица, а губы украшены красными кристаллами, будто это помада".

Вышивка была частично создана на базе компьютерных чипов. Готье решил совместить прошлое и будущее: старинную технику вышивания бисером и современные (как для 1995 года) технологии. Жилеты, на которых появилась вышивка, подсвечивались. Готье перенес антиутопию в реальный мир.

Marine Serre весна/лето  2020

Каждая коллекция Marine Serre  это размышления о том, как будут выглядеть люди после апокалипсиса. Марин могла ошибиться с предсказанием климатической катастрофы, но не с выбором гардероба: в коллекцию вошли технологичные костюмы, деконструированные платья, сшитые из разных кусков ткани, латексные перчатки и, конечно, респираторы.

Ее маски для лица стали самым популярным аксессуаром во времена коронавируса. Дизайнер даже выпустила коллаборацию вместе с производителем медицинских аксессуаров Airinum  респиратор Urban Air Mask 2.0 раскупили за несколько часов. От того, насколько Марин предугадала тренды сезона, становится не по себе.


Alexander McQueen осень/зима  2001

Александр Маккуин был мастером антиутопии, наравне с писателями Олдосом Хаксли и Джорджем Оруэллом. Он с пугающей точностью предсказывал будущее, и весенняя коллекция 2001 года тому доказательство.

Показ весна/лето  2001  это рассказ на тему изоляции и ментального здоровья. Маккуин поместил моделей в прозрачные коробки, имитирующие комнаты в психиатрической больнице, и попросил их вести себя так, будто они сошли с ума.

Модель Эрин О'Коннор была одета в инкрустированное моллюсками платье, на создание которого дизайнера вдохновили прогулки по усыпанным моллюсками пляжам Норфолка. Маккуин попросил Эрин сорвать с себя платье руками, и в результате она порезалась: кровь стекала с ее пальцев, пока она ходила по подиуму.


Читайте также: От чумы до кризиса 2008-го. Как меняется мода во времена бедствий.

Оставьте комментарий

Больше