Поиск

\"Его дом\": Хоррор о беженцах, которые спаслись от войны, но не от дома с призраками

"Его дом": Хоррор о беженцах, которые спаслись от войны, но не от дома с призраками

Режиссерский дебют

Текст: Настя Сидько


Хит "Сандэнса" со 100%-м рейтингом на Rotten Tomatoes

30 октября на стриминговой платформе Netflix вышел иммигрантский хоррор "Его дом" (His House) о семье беженцев, которые пытаются начать новую жизнь в безопасности, но прошлое их не отпускает. Это полнометражный дебют британского режиссера Рэми Уикса. Премьера картины состоялась еще в январе на кинофестивале "Сандэнс", она получила положительные отзывы критиков и 100%-й рейтинг ожидания на Rotten Tomatoes. Рассказываем, о чем фильм и почему его не стоит пропускать.

Супруги Бол и Риал – беженцы из Южного Судана. Покидая родину, где разворачивается военный конфликт, им чудом удалось не утонуть, когда беспечная лодка с их соотечественниками попала в шторм и перевернулась. Многие тогда погибли. Их дочь тоже не выжила. А они спаслись. И теперь, попав в безымянный город в Британии, изо всех сил пытаются доказать, что они "хорошие" и им стоит дать шанс на лучшую жизнь.

Бол, роль которого исполнил Сопе Дирису ("Банды Лондона"), из кожи вон лезет, чтобы адаптироваться на новом месте (читай: вписаться в цивилизацию белых и привилегированных): заставляет жену есть столовыми приборами, а не руками, как они привыкли, покупает одежду в магазине, воссоздавая модель из рекламного буклета, чтобы полностью соответствовать представлениям о среднестатистическом британце-потребителе. Бол очень хочет быть "хорошим" мигрантом и стать "своим". Ведь так он докажет, что выжил не зря, что во всем этом есть смысл.

Вот только его жена Риал – актриса Вунми Мосаку ("Страна Лавкрафта") – отказывается следовать этой идее, отрекаться от своего прошлого, своих корней. Она не хочет изменять культуре, в которой выросла, поэтому ей нравится есть на полу, без вилок, одеваться в красочные наряды, носить африканские драгоценности. Ее культура буквально врезалась в нее традиционными шрамами на коже – и это то, что будет с ней всегда, вечное напоминание о доме (а еще крики темнокожих "обританившихся" подростков, которые насмехаются над ее родным языком и советуют возвращаться обратно в Африку).

"Его дом": Хоррор о беженцах, которые спаслись от войны, но не от дома с призраками (фото 1)

Рассказывая эту историю, режиссер-дебютант Рэми Уикс удачно переизобретает уже устоявшийся жанр хоррора, где ключевую роль занимает дом с призраками, дополняя его глубокой социальной проблематикой (напомним, что с начала гражданской войны в Южном Судане в 2013 году в мире насчитывается по меньшей мере 2 миллиона беженцев).

Традиционный хоррор-троп – haunted house – рисует перед зрителем старинный дом в викторианском стиле с флешбэками трагической смерти (а то и не одной), удерживающей беспокойную душу и лишающей покоя новых жителей, которые седеют от страха и сходят с ума. В этой же ситуации дом героев самый непримечательный – таких почти что картонных коробочек в довольно паршивом и неблагополучном пригороде несколько десятков. С виду они совершенно одинаковые, отличить их можно лишь по жителям, которые наполняют стены дома своей историей. И у наших героев она страшная.

"Его дом": Хоррор о беженцах, которые спаслись от войны, но не от дома с призраками (фото 2)

Примечательно, что режиссер не использует длинную подводку к истории с призраками и не раздумывая прибегает к не чуждым жанру джамп-скейрам. Странные звуки и шепоты из стен врываются в сюжет стремительно, как и ребенок в африканской маске, зовущий маму, с толпой призраков утонувших во время переправы. Паранормально-галлюциногенные видения, наложившиеся на пережитый посттравматический синдром и чувство вины, которое гложет героев, сводят с ума Бола. Пытаясь избавиться от призрачных зомби-соседей, он кидается на стены с молотком, но когда это останавливало сверхъестественные силы?

Покинуть злосчастный дом герои не могут: их удерживает даже не столько проклятие, сколько бюрократическая система, согласно которой миграционная служба запрещает им переселяться и устанавливает испытательный срок (кстати, соцработника, приставленного к ним, играет Мэтт Смит – принц Филипп в сериале "Корона"). Если инструкцию нарушат, Бола и Риал депортируют, поэтому супругам приходится найти общий язык с потусторонними обитателями и выслушать их требования, которые приведут к неожиданной развязке.

"Его дом": Хоррор о беженцах, которые спаслись от войны, но не от дома с призраками (фото 3)

Расово-социальная проблематика, от которой отталкивается режиссер Рэми Уикс, может вызывать ассоциации с хоррорами Джордана Пила ("Оскар" за сценарий "Прочь"). Он как-то говорил, что снял свой фильм ужасов "Мы", потому что понял, что никогда не видел хоррора, где бы в центре сюжета была семья афроамериканцев. Что ж, исходя из этой логики, "Его дом" – первый хоррор, где главные герои – семья суданских беженцев. Но как раз в этом контексте работа Уикса гораздо ближе к фантасмагоричной драме "Атлантика" сенегальского режиссера-дебютантки Мати Диоп о мистическом возвращении душ утонувших мигрантов, которые требуют справедливости.

“Его дом” – история о том, что призраки на самом-то деле не захватывают дома, они захватывают наши души. И морально-этический выбор, благодаря которому они остаются живы и который давит на героев, по сути своей гораздо страшнее полузомби/полупризраков, потому что существует в реальном мире.

Смотрите также:

Антология Стива Маккуина, комедия о NASA: 5 сериалов, которые мы будем смотреть в ноябре.

"Призраки поместья Блай": Меланхоличный хоррор, где любви и призраков поровну.

 

Оставьте комментарий

Больше